Бухаленков Владимир Васильевич

Кандидат физико-математических наук

Доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии Института инженерно-педагогического образования

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Интервью

«Нужно делать то, что приносит пользу людям»

— Владимир Васильевич, любой путь начинается с первого шага. Почему Вы решили поступать именно на металлургический факультет?

— Профессию я выбрал случайно, когда мне было 15 лет. Я тогда жил в рудничном поселке под Нижним Тагилом, мой двоюродный брат поступил в Нижнетагильский горно-металлургический техникум, и мы с другом годом позже тоже решили поступать именно туда. При анализе предлагаемых техникумом специальностей мне понравилось словосочетание «термическая обработка», хотя я ровным счетом ничего об этом не знал (смеется). Так я стал изучать металловедение и термическую обработку металлов. В год окончания обучения было введено правило, что школьники с золотой медалью и выпускники техникумов с красным дипломом при поступлении в вузы могут сдавать один экзамен, а не три. Так в 1965 году я поступил в Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова (УПИ) на специальность «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов». Как водится, в основе запуска многих процессов лежит случайность.

— Металлургия, машиностроение — во всех этих словах так и слышится шум цехов заводов и предприятий оборонной промышленности. Был ли у Вас опыт работы, что называется, в поле? Расскажите о своей карьере.

— На промышленных предприятиях, я на постоянной основе не работал, если не считать 3 -4 месяцев производственных практик на Уралвагонзаводе и Челябинском тракторном заводе. Во время обучения в вузе я уже после 1-го курса подрабатывал в проблемной лаборатории металловедения в качестве инженера под руководством Татьяны Михайловны Петуховой. Окончив вуз с отличием, начал работать в отделе радиационного материаловедения (ОРМ) на физико-техническом факультете УПИ. Таким образом я выбрал для себя путь научных изысканий. После того, как защитил в 1983 году кандидатскую диссертацию, оказался в СИПИ (так первоначально назывался наш университет). Мой бывший преподаватель и коллега по ОРМ Татьяна Михайловна Петухова пригласила меня в СИПИ на машиностроительный факультета на должность старшего преподавателя. Так начался мой преподавательский путь.

— Из металлургии — в педагогику. Кто помогал Вам встать на путь педагогики?

— Моим наставником в педагогический работе была Татьяна Михайловна Петухова. Мы вместе трудились в проблемной лаборатории металловедения на металлургическом факультете УПИ, в Отделе радиационного материаловедения на физтехе. В 1979 году она перешла в только что образованный СИПИ и вскоре стала заведующей кафедрой технологии металлов и других конструкционных материалов, а, значит, и моим руководителем и наставником. По прошествии лет смешно вспоминать, как я читал первые лекции и что говорил, стоя у доски (смеется). К счастью, Татьяна Михайловна всегда приходила на помощь: посещала мои занятия, корректировала как содержание, так и практические приёмы проведения занятий. Уже через год я набрался опыта и давал открытые лекции в присутствии всех сотрудников кафедры. Помню совет, который она дала мне в самом начале моей педагогической карьеры: «Владимир Васильевич, Вы слишком много хотите дать студентам на лекции, они не успевают все осмыслить, понять и запомнить». Постоянно убеждаюсь в правдивости и важности её слов: слушатель никогда не усвоит и не запомнит 100 % информации, предоставляемой ему на лекции. Поэтому важно подкреплять лекции практикой, чтобы знание точно и прочно было усвоено.

— В 1996-1998 годах Вы трудились заместителем декана факультета психологии и социологии. Но ведь психология и металлургия — диаметрально различные сферы деятельности. Как же так получилось?

— Еще задолго до того, как я оказался на факультете психологии и социологии, меня неоднократно приглашали поработать заместителем декана на машиностроительном факультете. Я согласился и с 1994 по 1996 год трудился на этой должности. В 1996 году меня пригласили стать заместителем декана вновь образованного факультета психологии и социологии. Надо понимать, что я не преподавал психологию или социологию, а организовывал работу нового факультета, благо опыт у меня уже был. Факультет открылся и состоялся, все организационные действия в период с 1996 по 1998 год были выполнены, и в 1998 я возглавил учебный отдел университета, продолжая параллельно читать лекции и вести практиче5ские занятия по своему материаловедческому направлению.

— Вы много лет верны профессии. За что Вы любите свою работу? Никогда ли не было желания сменить сферу деятельности?

Если у меня никогда не появлялось желания сменить сферу деятельности, значит я действительно ее люблю и мне интересно! Любить свою профессию — это значит работать в полную силу. Жить нужно как в афоризме: чтобы утром хотелось идти на работу, а вечером — домой. Хотя, подчас и поздновато, конечно (смеется).

— Как Вы боретесь с угрозой профессионального выгорания или у настоящего педагога его не бывает?

— За всех педагогов ручаться не могу, но, если такой термин существует, значит, кто-то из педагогического сообщества наверняка с этим сталкивался. Что насчет меня, то если я все еще в стенах этого вуза и с удовольствием занимаюсь двумя видами деятельности много лет, значит, не настала еще пора выгорания (смеется).

— Педагог: призвание или им может стать любой желающий? Какими основными постулатами Вы руководствуетесь в своей работе?

— Недавно в одной из радиопередач был сюжет о призвании. Человек не хотел выполнять порученную работу, считая, что она ему не соответствует. Более опытные люди в ответ на это сказали, что призвание — это не всегда то, что тебе нравится, а то, в чем нуждаются люди, и ты в состоянии это сделать. Я придерживаюсь такой же точки зрения: нужно делать то, что приносит пользу другим людям. У меня есть основное правило, которому стараюсь следовать много лет: в любой деятельности необходимо поставить задачу, изучить ее, выработать алгоритм и потом выполнить с максимальной отдачей.

— Металлургия любит сильных духом. Как Вы мотивируете ребят заниматься научной деятельностью, любить свою профессию?

— Есть много способов мотивации, зависящих от того, чего конкретно мы хотим добиться: развить интерес к обучению, написанию выпускной квалификационной работы или к научной деятельности. Нужно грамотно выстраивать учебный процесс: в него нужно включать и лекции, и практикумы, и элементы решения проблемных задач, формируя умения выполнять исследовательскую работу, чтобы полученные знания прочно закрепились.

— Любой начинающий педагог, без сомнения, мечтает о своем звездном часе. Какие же качества должны быть у настоящего педагога?

— Педагог должен быть трудолюбивым, обладать максимальной степенью информированности в своей дисциплине, уметь правильно себя вести в аудитории, владеть навыками передачи информации всеми возможными способами – текстово-логическим, графическим, символьным, Графически проиллюстрированная изображениями, схемами, графиками информация, представляемая обучаемым, легче усваивается ими и дольше сохраняется в памяти. А если быть откровенным, то педагог должен быть и немного фокусником: уметь найти в привычной, хорошо содержательно разработанной учебной дисциплине какую-то загадку и заинтересовать, если хотите, заинтриговать обучающихся…

— Профессионально-педагогический вуз — это тот же «пед» или нечто большее?

— К сожалению, очень мало вузов, представляющих профессионально-педагогическое образование, а ведь оно обладает более широкой областью применения, нежели классическое педагогическое. Наш вуз готовит выпускников, которые должны выполнять педагогическую работу по подготовке рабочих, специалистов среднего звена и служащих в гораздо более широкой сфере современных профессий и специальностей, чем перечень предметов в программах школьной подготовки.

— 2023 год объявлен президентов России В.В. Путиным Годом педагога и наставника. Спустя много лет наставничество до сих пор актуально и востребовано как педагогами-стажистами, так и студентами. Как Вы думаете, почему?

— Конечно, когда студент проходит производственную практику, пишет ВКР или решает заняться научной деятельностью, ему назначается куратор, или руководитель. Так же и с молодыми специалистами или преподавателями: более опытные педагоги помогают организовать учебный процесс, дают советы и делятся опытом. Полагаю, наставничество в вузе — это и руководство учебно-научной деятельностью обучающихся, и передача и обмен опытом в микроколлективах педагогов, преподающих близкие по содержанию учебные дисциплины (так называемые «циклы дисциплин»). Однако стоит понимать, что стопроцентного охвата системой наставничества как проявления «парного взаимодействия» добиться вряд ли возможно. Во-первых, педагогов кафедр меньше, чем студентов, которых они обучают, а во-вторых не все обучающиеся, к сожалению, заинтересованы в научно-исследовательской деятельности.

— Много сделано, еще больше — в планах. Какие проекты сейчас в разработке?

— По мере сил и возможностей я стараюсь участвовать во всех делах кафедры, в том числе и в сфере научно-исследовательской деятельности. Кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии совершенствует ранее лицензированные образовательные программы и создает новые. Сейчас совместно с двумя кафедрами я участвую в разработке новых образовательных программ – «Оборудование и технологии сварочного производства» и «Высокоэнергетические процессы и технологии в машиностроении и материалообработке». Создаются рабочие программы, информационно-методическое обеспечение и методики преподавания технологии конструкционных материалов, материаловедения, металловедения сварных соединений, методов контроля качества сварных соединений. Работа предстоит объемная, но интересная!

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»