Алла Олеговна Прокубовская

Почетный работник сферы образования РФ, заведующая кафедрой энергетики и транспорта

Кандидат педагогических наук

Доцент

Интервью

«Заинтересовать студентов можно только с помощью диалога»

— Алла Олеговна, бытует мнение, что инженерные, да и вообще технические специальности — прерогатива сильной половины человечества. Почему Вы решили обучаться специальности «Электрические системы»?

— Моя мама в 1952 году окончила Уральский политехнический институт по специальности «Электрические машины». По распределению она попала на Свердловский электромеханический завод, на котором отработала более 50 лет.  Отец окончил Политехнический техникум по примерно такой же специальности. У нас в семье до сих пор хранятся схемы и чертежи электрических подстанций, которые мама проверяла на работе. Так что, можно сказать в эту сферу я была погружена с самого детства. А после того как на специальность «Электрические системы» поступила моя двоюродная сестра, я решила также подать документы на электротехнический факультет Уральского политехнического института им. С. М. Кирова. Ирония в том, что так как я окончила математический класс школы № 5, мне предлагали поступать на математический факультет. Я сказала: «Я не хочу быть преподавателем». Жизнь, как мы видим, очень непредсказуемая: 1 августа будет 42 года, как я преподаю (смеется).

— Расскажите о своем профессиональном пути. Как Вы пришли в педагогику? Были ли те, кого Вы можете назвать наставниками?

— По окончании вуза при распределении у меня был выбор: куда пойти. Я не видела себя работающей на электроподстанции, поэтому решила попробовать свои силы и пришла в Свердловский инженерно-педагогический институт. Год работала инженером и старшим лаборантом. Потом была переведена на должность ассистента на кафедре общей электротехники, а в 1994 году меня пригласили на должность замдекана. В 1997 году после организации факультета информатики я трудилась там заместителем декана и старшим преподавателем на кафедре информационных технологий. В 2002 году, после защиты диссертации, была избрана заведующей кафедры информационных технологий. Если говорить о наставниках, то, когда я пришла на кафедру общей электротехники, лекции по теоретическим основам электротехники читал декан электроэнергетического факультета Владимир Борисович Будаков. И он меня, молодого преподавателя с маленьким ребенком на руках, приглашал каждую субботу для того, чтобы я рассказала, чем планирую заниматься со студентами на следующей неделе. Он меня контролировал, подсказывал и помогал, за что я ему очень благодарна. В результате таких встреч мной была написана целая тетрадь со сценариями учебных занятий. Ей можно пользоваться и по сей день: там содержатся актуальные задачи для практических занятий по электротехническим дисциплинам. 

— Если уж мы заговорили о наставничестве: Вы обучили множество студентов. Чем полезно наставничество — как для педагога, так и для студента?

— Наставничество призвано помогать. Подчеркну: не контролировать, а именно помогать, корректировать работу начинающих специалистов и студентов. Если говорить о том, что наставничество дает лично мне: я преподаватель, у меня есть определенный накопленный багаж опыта, и я должна помогать по призванию.

— На каких «китах» стоит Ваша педагогическая деятельность? Какие советы Вы бы дали начинающим педагогам? Каким вообще должен быть настоящий педагог?

— Самое главное — это взаимное уважение. Нельзя не уважать студентов, нельзя не уважать преподавателей, особенно, если ты их руководитель. Это золотое правило. Если преподаватель не уважает студентов — он уже не преподаватель. Помимо этого, не менее важно быть терпеливым, стараться быть в теме всех веяний не только в предметной области, но и в сфере педагогики.

— В статьях во Всемирной сети упоминается, что проблематика Ваших научных интересов связана с самостоятельной работой студентов, с формированием их самостоятельной познавательной деятельности. Как Вам удается разжечь искру интереса в подрастающем поколении, особенно сейчас, когда ребят подчас не оторвать от гаджетов?

— Сейчас идет повсеместная цифровизация, и хоть студенты и должны уметь создавать чертежи своими руками, они должны уметь пользоваться и специальными программами. Я не против гаджетов, но их нужно использовать с умом: не сидеть по 24 часа в сутки в стрелялках, а изучать что-то новое. Заинтересовать студентов можно только с помощью диалога. Рефератами ничего не добьешься, а вот выстраивание диалога, дискуссии помогают ребятам заинтересоваться предметом, попробовать самим решить ту или иную задачу.

— В современных реалиях нашей страны развитию инженерной сферы уделяется все более пристальное внимание. Какие инновационные программы реализуется на базе Института инженерно-педагогического образования?

—В этом году у нас объявлен прием абитуриентов по заочной форме обучения на новую образовательную программу «Высокоэнергетические процессы и технологии в машиностроении и материалообработке». В рамках кафедры энергетики и транспорта в прошлом году мы запустили образовательную программу «Цифровые технологии в энергетике и транспорте». Если говорить о конкурсах профессионального мастерства: семь лет назад нас неожиданно пригласили в г. Нижний Тагил на чемпионат WorldSkills по компетенции «Преподавание технологии». Мы удивились, но собрали команду из шести человек. Ребята справились, на следующий год снова вернулись домой с победами, и мы решили принимать участие в чемпионате профмастерства и на базе головного вуза. Не так давно мы решили предложить организаторам чемпионата «Молодые профессионалы» новую компетенцию, которая очень понравилась нашим студентам в ходе апробации на базе вуза — «Профессиональное обучение». Ребята там демонстрируют не только свои педагогические знания, но и показывают, насколько хорошо они умеют применять цифровые технологии для решения профессионально-педагогических задач. Мероприятие на базе РГППУ получило хороший отклик, так что, вполне возможно, в следующем году количество модулей и задач будет расширено, и в данной компетенции смогут принимать участие и студенты других учебных учреждений.

— ИПО — один из самых крупных институтов нашего вуза. Выпускники вуза востребованы на рынке труда? Существуют ли договоренности о партнерстве с какими-либо предприятиями, на которых могли бы обучаться выпускники РГППУ?

— Выпускники Института инженерно-педагогического образования РГППУ востребованы на рынке труда. Причем не только молодые специалисты направления «Профессиональное обучение (по отраслям)», но и энергетики, информатики. Наши выпускники могут смело пойти работать в «Россети Урал», «Уральская электросетевая компания», «СВЭЛ», а также на все заводы. Их там ждут и с радостью примут. Плюс РГППУ в том, что студенты здесь получают бинарное образование: отраслевое и психолого-педагогическое, которое развивает их коммуникационные и педагогические знания и умения, позволяет грамотно объяснять собеседникам то, что им необходимо в профессиональной деятельности.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»