Александр Геннадьевич Кислов

Профессор

Профессор кафедры философии, социологии и социальной работы

Доктор философских наук

Интервью

«Мое пожелание студентам — будьте внимательными, чуткими, сильными!»

— Александр Геннадьевич, философия — наука, дающаяся немногим. Почему при поступлении в вуз Вы решили выбрать именно эту специальность?

— Меня на путь этот наставила учительница: в старших классах она преподавала у моего класса историю и обществоведение, и именно вторая дисциплина рассказывала и о философии в том числе. Меня это заинтересовало, и я решил поступать в Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. Мне повезло: я встретил там множество единомышленников, «своих» людей.

— Расскажите о своей карьере.

— После окончания университета меня пригласили в тот же УрГУ на интересную должность: стажера исследователя. В течение года я приходил на заседания кафедры, участвовал в конференциях, писал научные работы, много читал (смеется). После этого я принял решение переехать в Набережные Челны, работал там ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры общественных наук Набережночелнинского филиала Волгоградского государственного института физической культуры. Когда я вернулся в Екатеринбург, Виктор Руденко, который сейчас является президентом Уральского отделения РАН, а тогда был моим бывшим одногруппником, посоветовал мне обратиться в Институт усовершенствования учителей (сейчас Институт развития образования). Там и начался мой роман с педагогикой (смеется). Работать и обучать учителей — очень интересное занятие, это очень благодарная публика: они мотивированы, они хотят учиться. Отработав десять лет, в 2000 я решил вплотную заниматься исследованиями, и в РГППУ это можно было реализовать, работая доцентом кафедры права. Потом мне пришлось заняться одновременно и административной работой. После этого я перешел на кафедру философии, социологии и социальной работы, где и тружусь вот уже более 5 лет.

— Педагогом не становятся, им рождаются: а как считаете Вы? Каким должен быть настоящий педагог?

— Ко всем студентам нужно уметь проявлять индивидуальный подход, ведь все люди разные, и не все студенты отличаются примерным поведением. В таких случаях педагог должен объективно оценить ситуацию и в случае необходимости проявить строгость, подчас даже жесткость. Но, конечно, в рамках этики и права.

— Что Вы считаете основополагающим при преподавании? Как Вам удается заинтересовать студентов на лекциях?

— Основополагающим считаю понимание у учеников, студентов, что и они, и я (преподаватель) встретились для того, чтобы сделать совместную работу, предусмотренную регламентом (программой), для того, чтобы получить результат, удовлетворяющий предусмотренным программой требованиям. Буду рад, если эта работа и ее результаты будут окрашены в положительную лирику. Не будет лирики — тоже переживем (смеется). Потому заинтересованность студентов — фактор приятный, но не обязательный. Как уж Бог даст!

— 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Как Вы считаете, важна ли помощь при освоении азов профессии?

— Я сужу по себе: подчас наступает момент, когда начинаешь понимать, что нужно обратиться к чужому опыту. Выбор людей, чье мнение будет авторитетным и значимым — занятие не из простых, поэтому я не за то, чтобы наставничество было строго обязательным. Гораздо лучше, когда вокруг студентов или молодых специалистов формируется среда, в которой есть люди, к опыту и мнению которых хочется прислушиваться. Конечно, если речь идет о производственной практике или написанию диссертации, без помощи наставника не обойтись: он выступает руководителем, подсказывает и помогает, это его непосредственная обязанность.

— А профориентация молодежи, начиная со школьной скамьи? Нужна ли она, на Ваш взгляд?

— Профориентация ребенка начинается с довольно раннего возраста, еще в детском саду, когда дети смотрят на окружающих взрослых и наблюдают, чем они занимаются. Это замечательный социальный опыт, он важен для становления ребенка как личности. Затем дети начинают задумываться, чем будут заниматься после школы. И поучаствовать в этих исканиях ребенка, подсказать, дать ему информацию, показать спектр профессий — важно и нужно. 

— Вы автор более двухсот научных работ. В чем секрет такой неиссякаемой энергии? Где Вы черпаете идеи для своих научных исследований?

— Энергия для написания работ вполне иссекаемая, но, к счастью, пока возобновляемая (смеется). Причем, раз на раз не приходится: иногда работается легко, иногда через силу. А разве бывает иначе? Руководствуюсь принципом: глаза боятся, руки делают. Только и всего.

— А что в планах в настоящее время?

— Есть несколько тем, которыми бы я занимался все свободное время, которого пока не слишком много (смеется). Я хотел бы создать схему эволюции профессий – от самых примитивных, которые появились в первобытных обществах при разделении труда, до современных. Многие профессии сейчас изменяются, исчезают, было бы интересно и полезно представить весь спектр специальностей в его историческом развитии. В рамках работы на кафедре сейчас мы с группой коллег пытаемся выяснить особенности инженерно-педагогического мышления. Хочется выяснить, как человек с таким типом мышления работает, как определяет направления своей деятельности…

— С высоты своего опыта: какой совет Вы бы могли дать студентам и вчерашним выпускникам, только делающим первые шаги в педагогике?

— Выпускникам бы посоветовал не быть категоричными в выводах — ни об учениках и их родителях, ни о коллегах, ни о работе и своих результатах, ни о себе. Будьте внимательными, чуткими, сильными — это пригодится, потому что часто будет сложно, трудно, иногда — больно. Остальное слишком переменчиво, чтобы надеяться найти «золотой ключик», подходящий ко всему. Старайтесь быть в форме, тогда сумеете найти нужный ответ к месту и времени. Пусть не всегда идеальный, и даже не оптимальный. Но ваш ответ даст повод к продолжению разговора —с другими, с жизнью, с миром. И с самими собою. Думаю, что о чем-нибудь хорошем договоритесь-таки!

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»