«РГППУ для меня родной, я посвятила ему многие годы»
— Людмила Петровна, расскажите о самом старте Вашей профессиональной деятельности. Почему Вы выбрали путь педагогики?
— Это было предопределено: у меня две сестры, с которыми мы с детства очень любили играть в школу: я на правах самой старшей заводила журнал, ставила оценки. В Магнитогорске, откуда я родом, было всего два вуза — педагогический и горно-металлургический. Ну не быть же мне металлургом? Так я и определился мой путь — педагогический (смеется).
— Каким был Ваш профессиональный путь? Кто помогал на первых порах, советовал и поддерживал?
— Сразу по окончании вуза я переехала в г. Свердловск, в 1982 году я устроилась в СИПИ: вела подготовительные курсы по русскому языку и литературе для абитуриентов. Позднее, после окончания московской Школы риторики, я работала на факультете повышения квалификации преподавателем риторики. После защиты диссертации, вот уже более 10 лет, служу в центре дополнительного образования «Школа Конфуция». Университет давно стал для меня родным, я посвятила ему многие годы. Если же говорить о наставниках, то я считаю, что каждый встреченный на твоем пути человек — учитель. При этом хотелось бы подчеркнуть, что учиться можно не только на положительных, но и на отрицательных примерах. К счастью, положительных мне встречалось больше (смеется). И в школе, и в вузе, и в коллективе всегда находились те люди, на которых хотелось равняться. Таким примером для меня стала Галина Михайловна Лисовская, доктор педагогических наук, заведующая ФПК. Она, будучи студенткой медицинского вуза, была призвана на Великую Отечественную войну и прошла ее до конца оперирующим хирургом. И несмотря на суровые уроки жизни, она сохранила нежность, чувственность, обаяние, красоту женской сути. Без панибратства умела выстраивать отношения с подчиненными, с аудиторией слушателей «на равных», без менторства.
— Один из самых известных Ваших проектов — Школа Конфуция. Расскажите, как пришла идея создания языкового культурного центра? Как Вы ее реализовывали?
— Началось все со знакомства с китайским чаем в начале 2000-х в г. Москве. Мне показалась очень интересной, по форме и содержанию и сама чайная церемония, и чай, и культура Китая в целом. И я задумалась, как можно использовать чайные традиции в педагогике, как организовать диалог культур с помощью чайной церемонии? (смеется) Нужно было помещение, нужны были единомышленники… В УрГУ я прослушала курс по философии Китая, затем добилась приглашения специалистов из Москвы, чтобы они обучили чайных мастеров. Так мы стали ярким культурным феноменом в Екатеринбурге. В 2006 году китайская делегация посетила Екатеринбург. Увидев нашу работу, нам предложили вести международный проект «Институт Конфуция». Так мы стали первыми в стране, кто начал реализовывать международный проект, инициированный и поддерживаемый Правительством КНР. Получается, мой личный интерес вырос до полноценного культурно-образовательного проекта.
— Чем занимаются студенты в Школе Конфуция? Какие образовательные программы реализуются на базе учреждения?
— Сейчас организованы образовательные программы по изучению китайского языка различных уровней (от начального до продвинутого), работает международный центр для сдачи экзаменов по китайскому языку; действует школа чайного мастерства; проводятся мастер-классы по китайским практикам и многое-многое другое…
— Сколько студентов сейчас посещает Школу Конфуция? Какими достижениями учреждение может гордиться?
— Сейчас в школе занимается более 250 человек, число учеников с каждым годом растет. К нам приезжают все больше сертифицированных преподавателей из Китая. В 2015 году Школа Конфуция РГППУ была признана лучшим международным проектом среди тысяч участников со всего мира. В прошлом году я получила награду как лучший директор Школы Конфуция среди подобных школ России. Мы стараемся не пропускать мероприятия на культурных площадках города. Не так давно участвовали во Всероссийском мероприятии «Библионочь»: знакомили участников с культурой Китая, проводили мастер-классы по живописи и китайской гравюре. Регулярно организуем и участвуем в конкурсах по китайскому языку.
— У каждого педагога есть собственный индивидуальный стиль преподавания. Какими постулатами Вы пользуетесь в своей работе? Как разжигаете искру интереса в студентах?
— Опираясь на то, чему меня научила Галина Михайловна Лисовская и моя любимая Риторика, я стремлюсь к взаимодействию, к диалогу с аудиторией. Для меня важно инициировать, создать и удержать со-общение, со-бытие с аудиторией. Не могу стоять за кафедрой, всегда спускаюсь ближе к ученикам, важно видеть их реакцию, быть ближе к ним. Помимо этого, для того, чтобы зажечь искру интереса, педагог должен любить свой предмет. Помню, был случай, когда я писала диссертацию на тему «Риторическая культура преподавателя высшей школы», я шла по коридору, прижав к груди толстую папку черновиков, и кто-то меня спросил, что у меня в руках. Я, не задумываясь, ответила: «Это моя нежность» (смеется). Миром, как ни крути, правит Любовь. И к своему делу, в частности.
— 2023 объявлен Годом педагога и наставника. Скажите, так ли актуальна, на Ваш взгляд, система наставничества в современных реалиях?
— Наставничество никогда не исчезало. Воспитательный процесс неотделим от учебного, это единое целое, поэтому каждый человек на протяжении всей своей жизни встречает учителей - наставников.
— Много сделано, еще больше —в планах. Какие проекты планируется реализовать в ближайшее время?
— В этом году Школе Конфуция исполняется 15 лет, и мы хотим отметить наши достижения: открыть фотовыставку на одной из центральных площадок города, пригласить представителей городской власти, партнеров, СМИ. Также в планах провести курс лекций и семинаров с ведущими специалистами из Москвы на тему современного Китая. Это будет интересно всем, особенно молодежи.