Устьянцева Ольга Михайловна

Старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования

Интервью

— Ольга Михайловна, расскажите о своем детстве. Были ли у Вас в семье педагоги?

— Педагогов в моей семье не было, я выросла в окружении инженеров. Почти вся жизнь моей семьи связана с Уральским заводом тяжелого машиностроения. Я единственная, кто получил гуманитарное образование, но я его называю классическим (смеется).

— Чем Вы руководствовались при выборе высшего учебного заведения? Пошли по совету или по воле души?

— Предполагалось, что я все же стану инженером: в те времена трудовые династии пользовались большим почетом. После восьмого класса я поступила в машиностроительный техникум на специальность «Станки с числовым программным управлением». В первых числах сентября нас привели в один из цехов завода на экскурсию. И, признаюсь, там я замерла от ужаса: это был огромное темное помещение-ангар, в котором перемещались, как мне показалось, хаотично гигантские детали, шум станков, запах машинного масла... После этого я забрала документы и вернулась в школу. По окончании десяти классов я поступила в Уральский государственный университет им. М. Горького (ныне УрФУ) на филологический факультет, специальность «Русский язык и литература».

— Чем Вам запомнились студенческие годы? Как Вы считаете, что можно было перенести из студенчества тех времен, когда Вы были студенткой, в нынешнюю студенческую жизнь?

— Учиться было интересно. Это был новый мир, взрослый, наполненный яркими событиями и людьми. Университет запомнился невероятным духом свободы, демократичностью преподавателей, которые не навязывали образ мыслей, а наоборот, всячески поддерживали наши инициативы. Это было время начала девяностых, период открытия государства, внешних границ… А мы были жадными до всего нового… Новых книг, неизвестных ранее философов, поэтов, писателей. Это было время легендарного киноклуба в ДК «Автомобилист». Там впервые увидели фильмы Феллини, Бертолуччи, Бергмана и др. режиссеров, фильмы которых ранее были запрещены. Разумеется, было много и отечественных фильмов: Элема Климова, Саввы Кулиша, Сергея Соловьева и др. Однажды студенческой компанией купили себе билеты в плацкартный вагон и поехали на выходные в Москву, чтобы попасть на выставку Сальвадора Дали. Я даже не могу назвать из преподавателей кого-то одного, они все были нашими наставниками, понимали и принимали нас. Это была радость общения с интересными, умными, ироничными, талантливыми профессионалами.

— Какими были первые годы работы? Были ли рядом люди, на кого Вы равнялись, к чьим советам прислушивались?

— Я никогда не стремилась преподавать в школе, и даже практику проходила на подготовительных курсах СИПИ (ныне РГППУ). По окончании вуза я работала в СИПИ-УГППУ в библиотеке, в отделе культурно-просветительской работы. Научной библиотекой заведовала Роза Павловна Барсукова, удивительный человек, любящий свое дело, сделавший очень много для развития библиотеки нашего университета. Мы приглашали к студентам интересных спикеров, организовали литературный клуб, выпускали ежемесячные библиографические обзоры журналов. Позднее я работала на кафедре декоративно-прикладного искусства: преподавала историю искусств, а также русский язык и культуру речи. Окончила аспирантуру и пришла работать на кафедру педагогики. Интереснейшая кафедра, работающая в тесном взаимодействии со всеми кафедрами университета. Если окунуться в историю кафедры, можно узнать много интересного, понять концепцию профессионально-педагогического образования и чем оно отличается от педагогического. Наш вуз уникален. Студенты получают отраслевую и психолого-педагогическую подготовку.

— А какие советы будущим специалистам дали бы Вы, как наставник? Каким должен быть настоящий педагог?

—А вот каким должен быть педагог, вопрос открытый…Качества, которые мы перечисляем, характеризуя современного педагога, должны быть присущи, мне кажется, любому нормальному человеку. Педагог должен уметь постоянно учиться, развиваться, должен быть грамотен и эрудирован. Педагог должен принадлежать к одному историческому времени со своими учениками. Он может не разделять их ценности, но должен понимать причины и условия возникновения, и психолого-педагогические в первую очередь.

— Как заинтересовать ребят педагогикой? Есть ли у Вас профессиональные секреты?

 —В 2002 году в УрГУ мне посчастливилось попасть на мастер-класс Шалвы Амонашвили. В зале было много педагогов и все просили: «Дайте определение, «гуманная педагогика» - это? Шалва Александрович задумался, а потом взял мел и нарисовал на доске сердце. Вот такой секрет (смеется). Я стремлюсь к диалогу со студентами, к тому чтобы и мне и им было интересно, между нами должно быть взаимодействие. Законы физики работают везде, и в педагогике тоже. Помните третий закон Ньютона? «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны». Чем больше давления на обучающегося, тем больше будет сопротивление. Любите то, что делаете и своих студентов!

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»