Билалов Дамир Харасович

Кандидат технических наук

Доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии Института инженерно-педагогического образования РГППУ.

Интервью

— Большой путь начинается с первого шага. Дамир Харасович, расскажите, как к вам пришел интерес к техническим наукам?

— Интерес к техническим наукам зиждется, прежде всего, на интересе к устройству мира вообще, и, к технике, в частности. У меня он скорее всего, от природы, хотя ни отец, ни мама по образованию и работе к «технарям» не относились. Мое детство прошло в поселке крупного леспромхоза. Там хватало трелевочных тракторов и бульдозеров, самосвалов и лесовозов. Была шпалорезка с дисковыми и вертикальная пилорама с ленточными пилами, были и ремонтные мастерские со сваркой и механообработкой. А еще была кузница с кузнецом дядей Толей. И это наиболее яркие впечатления из глубокого детства. Из поселка Сарга мы переехали в поселок Садовый под Свердловском, когда мне было 10 лет. После этого во мне проснулся интерес к астрономии и телескопам, к изготовлению зеркал и окуляров. Потом были ракеты, подводные лодки, планеры, самолеты. Потом захватило устройство микромира: атомы и изотопы, протоны и нейтроны, частицы с «красивостью» и «странностью». А чтобы каждый раз быть в «теме», я прочел огромнейшее количество научно-популярной литературы по всем этим направлениям. Отсюда — горячий интерес к устройству технической вселенной и, как следствие, интерес к техническим наукам.

 — Какой вуз Вы выбрали в качестве альма-матер? Были ли во время обучения наставники? Чему самому ценному они Вас обучили?

— Здесь надо начать не с вуза, а со Свердловского машиностроительного техникума. Это место, где я научился правильно учиться и эту технологию учебы я эксплуатирую до сих пор. Я считаю это одним из важнейших достижений в своей жизни. Благодаря этому учебному заведению и педагогам, я сформировал мой базовый виртуальный профессиональный мир. Наставников, в моем ощущении этого понятия, там не было. Но два человека — Ирина Никулина и Юрий Бусыгин, являются значимыми личностями в моей жизни и по сей день. С Ириной Николаевной, моим классным руководителем и преподавателем целого ряда дисциплин, мы переписываемся в чатах нашей группы СП-412, а с Юрием Алексеевичем — иногда видимся. Именно благодаря Ирине Николаевне после армии я пришел работать и учиться на кафедру сварки в Свердловский инженерно-педагогический институт, ныне — РГППУ. И именно на кафедре у меня был НАСТАВНИК: и по работе, и по жизни. Человек с большой буквы, великолепный профессионал и выдающийся мастер производственного обучения, заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР, Леонид Яковлевич Дроздетский. Работая рука об руку с Леонидом Яковлевичем, я уяснил различие между наставником — рабочим с завода и наставником — мастером производственного обучения. Рабочий покажет и скажет — делай как я, а мастер должен объяснить и обосновать разумность каждого действия. Поэтому у настоящего профессионала каждое действие разумно, обосновано, оптимально и красиво! Это то, к чему надо стремиться. И еще одно условие развития профессионала от Леонида Яковлевича: сегодня ты обязательно, хотя бы на чуть-чуть, должен выполнить дело лучше, чем вчера. Что касается преподавателей и ученых, я бы отметил Татьяну Васильевну Тарасову. Она выделялась целеустремленностью, живым интеллектом и методичным подходом к решению любых задач. 

— Расскажите о своей профессиональной карьере.

— Если рассматривать профессионально-педагогическое направление, то с 1984 по 1995 год я работал в качестве мастера производственного обучения в различных мастерских кафедры сварочного производства СИПИ. Если говорить образно, задача мастера — научить студента работать руками. В это понятие включается не только сварка, но и умение настраивать оборудование, обслуживать его, выполнять наладку, несложный ремонт. Нужно уметь правильно и безопасно пользоваться гаечными ключами, пассатижами, мультитестером и иным инструментом. И все это надо сначала освоить самому! В 1995 году я ушел из института и работал инженером, заместителем по производству на частных фирмах, связанных с производством сварных конструкций. В 2000 году я вернулся на кафедру, где работал мастером, заведующим лабораториями, заведующим мастерскими, старшим преподавателем. Где-то с 2011 года полностью перешел на ставку преподавателя. В 2017 году защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Работа выполнялась под руководством доктора технических наук, профессора, Олега Степановича Лехова, при живейшем участии заведующего кафедрой, Бориса Николаевича Гузанова. Сейчас я работаю в должности доцента кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии. Несколько лет тому назад удачно поучаствовал в рамках гранта в организации новой мастерской по сварке. С 2015 года активно сотрудничал с движением WoldSkills, являясь сертифицированным экспертом. Сейчас сотрудничаю с агентством развития навыков и профессий.

— А Вы сами выступали в роли наставника для студентов или молодых специалистов? Что самое главное в работе со студентами?

—Я считаю, что по поводу наставничества нужно говорить не со мной, а со студентами-выпускниками. Они должны считать меня наставником. В работе же со студентами главное —внимание, понимание и трижды — требовательность.

— Каким должен быть педагог, на которого студентам хочется равняться?

— С моей точки зрения, нужно быть ИНТЕРЕСНЫМ и креативным преподавателем, но в нормальных дозах. Важно уметь приводить группу в рабочее состояние. Нужно быть опытным профессионалом в теоретических и практических вопросах, касающихся сварки. Необходимо повышать свою квалификацию, сотрудничая с фирмами по продаже сварочных технологий, общаться с выпускниками, работающими в сварочном производстве и держать руку на пульсе развития сварочных технологий и оборудования. Следует помогать и консультировать студентов, не жалея времени.

 — За инженерным направлением — будущее. Какие программы пользуются наибольшей популярностью среди абитуриентов? Планируется ли создание новых образовательных программ?

— Наиболее популярны инженерные программы, ориентированные на современные, так называемые, высокие технологии. Уже название этих программ должно направлять взгляд абитуриента на более общие и яркие области производства. Сравните, например, названия образовательных программ: «Сварочное производство» — «Инжиниринг в сварочном производстве» —«Высокие технологии в сварке и плазменной обработке». Перед вами последовательное развитие и интеграция программ в рамках освоения технологий сварочного производства и родственного направления — плазменной обработки. Происходит естественное смещение акцентов и расширение поля осваиваемых профессиональных компетенций в рамках образовательной программы. Дальнейшее развитие образовательных программ и создание новых мне видится в интеграции родственных высокотехнологичных направлений технологий. Правда, есть ограничение. Для развития инженерного направления требуется соответствующая техническая база. Для примера: если у вас нет установок плазменной резки, вы не сформируете соответствующие компетенции, а если у вас не будет узкоструйной плазменной резки, то и дальнейшего развития плазменного направления у вас не будет. То же касается и сварки. Современная научная мысль в сварке плавлением развивается на стыке физических процессов — горения дуги, плавления электродной проволоки и цифрового управления этими процессами. Если у вас в мастерских имеются аппараты 1-го поколения, на производстве эксплуатируются машины 2-го, а начинают выпускать аппараты 3-го поколения, то для формирования компетенции интегрирования машин 2-3-го поколения в производство, необходимо иметь такие аппараты хотя бы в единичных экземплярах для выполнения лабораторных и практических работ. Если у вас их нет — реального развития образовательной программы не будет.

— Многие научные работы, автором которых Вы являетесь, касаются применения в учебном процессе интерактивной доски и 3D-тренажеров. Как Вы считаете, в век современных технологий не заменит ли искусственный интеллект реальных педагогов? Или в обучении специалиста инженерного профиля есть вещи вечные, незыблемые?

— В обозримом будущем — не заменит. Пандемия привела к расширению дистанционных технологий образования. Уровень подготовки по техническим дисциплинам серьезно просел. Инженерные дисциплины слишком сложные для самостоятельного изучения. Они многоуровневые даже в рамках одной дисциплины. В них очень много междисциплинарных связей как с техническими, так и с естественно-научными дисциплинами. По сути, это иной мир, резко отличающийся от привычного нам знакомого, обыденного. У него свои законы, своя формализованная логика, отличающаяся от бытовой. Логика, обусловленная зависимостями, которые в обыденном мире не очевидны. Логика, базирующаяся на формализованных постулатах, имеющих ограничения и области применения, граничные условия. Возьмите, для примера, физику. Физика космоса, макромира, в котором мы с вами живем и физика микромира — атомов, элементарных частиц — это три совершенно разных мира. И у каждого мира свои законы, не работающие в соседнем. Так что, действительно, в инженерных науках есть незыблемые вещи: надо брать человека за руку и вести сквозь мир дисциплины. Где-то — надо поправить направление, где-то — придержать и акцентировать, где-то — подтолкнуть, чтобы глубоко не завяз в мелких нюансах.

 — Если говорить о научных работах: где Вы черпаете интересные идеи? Какие разработки — в планах?

— Я, вместе с научным руководителем, Олегом Леховым, развиваю научное направление, в рамках которого защищал кандидатскую диссертацию. Это касается области металлургии и обработки металлов давлением.  В планах — интеграция этого направления со сваркой и плазменной высокотемпературной обработкой. Разработку этого синтеза идей планируем выполнять совместно с Борисом Николаевичем Гузановым, доктором технических наук, профессором, заведующим нашей кафедрой, и с Сергеем Вадимовичем Анаховым, кандидатом физико-математических наук, доцентом и заведующим кафедрой естественно научных дисциплин. Это научное направление поможет интегрировать технологии высокотемпературной обработки материалов в рамки родственных образовательных программ и обеспечит их дальнейшее развитие.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»