Тарасюк Ольга Вениаминовна

Доктор педагогических наук

Профессор Кафедры стиля и имиджа Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ

Интервью

— Ольга Вениаминовна, расскажите, когда в Вас зародилась любовь к творчеству?

— Мне всегда нравилось заниматься творчеством в самых разных его проявлениях. Результаты моего творчества мои друзья и близкие получали в подарок, а я при этом получала огромное удовольствие! Много позже, когда я училась и работала в Свердловском инженерно-педагогическом институте (СИПИ), там были организованы курсы кройки и шитья, которые посещали многие сотрудницы, и я была одной из них. Никогда не забуду эту чудесную атмосферу: такое женское царство творчества, доброжелательности, взаимопомощи, которое создавала Галина Михайловна — наш преподаватель курсов. Благодаря этим курсам женщины приходили на работу всегда красивые, модные и очень гордые своим хобби! Сегодня активно развивается креативная экономика, в частности, одна из ее отраслей — креативная индустрия моды. Это значит, что перед творческими людьми открываются большие возможности, поэтому на кафедре стиля и имиджа, сегодня разрабатывается дополнительная образовательная программа, направленная на изготовление одежды и аксессуаров для всех желающих.     

— Чем Вы руководствовались при выборе высшего учебного заведения? Пошли по совету или по воле души?

— В СИПИ я поступила после окончания Уральского политехнического техникума и шести месяцев работы на Свердловском заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова в должности технолога цеха по механообработке. В нашем техникуме были удивительные преподаватели, которые не только превосходно передавали инженерные знания студентам, но и замечательно выглядели, тогда у меня и появилось желание преподавать технические дисциплины. Случайно узнав о СИПИ, я поступила на дневное отделение машиностроительного факультета: тогда было всего два факультета. Мой выбор был сделан осознанно, поэтому я поступила на кафедру технологии металлов и других конструкционных материалов, которую возглавляла Татьяна Михайловна Петухова.  Я не пожалела ни разу, что поступила в этот, сегодня такой родной, институт-университет и получила квалификацию «Инженер-педагог» по специальности «Машиностроение»! Тогда я даже предположить не могла, что вся моя жизнь и профессиональная деятельность будут связаны с СИПИ- УрГППУ- РГППУ.   

— Чем Вам запомнились студенческие годы? Как Вы считаете, что можно было перенести из студенчества тех времен, когда Вы были студенткой, в нынешнюю студенческую жизнь?

— Студентам 80-х годов, которые учились в СИПИ, очень повезло  с преподавателями. Например, дисциплину «Введение в специальность» вел Василий Васильевич Блюхер — удивительный человек, с огромным профессиональным и жизненным опытом, который помнил каждого студента по имени, и это очень мотивировало студентов к успешной учебе! Татьяна Михайловна Петухова создала благоприятную обстановку на кафедре не только в учебное время, но и для самостоятельной, научной, творческой работы студентов. На кафедре была организована одна аудитория, в которой стояли кульманы для выполнения курсовых и дипломных проектов, а парты для групповых занятий можно было переставлять. Студенты могли проконсультироваться с преподавателями, снять все возникающие вопросы. В общем, эта аудитория пользовалась огромным спросом, т.к. в ней встречались студенты разных групп и курсов, знакомились, помогали друг другу, дружили и даже образовывались молодые семьи, что было тоже очень важно в этом возрасте.  На мой взгляд — это хороший опыт, который можно транслировать для студентов РГППУ и сегодня. Я очень благодарна нашим преподавателям, среди которых Елена Николаевна Литвинова, Владимир Васильевич Бухаленков, Валерий Борисович Полуянов, Наталья Михайловна Карпова, Виктор Михайлович Батятин — это те преподаватели нашей кафедры, благодаря которым я не только благополучно окончила институт, но и осталась работать в этом вузе и на этой кафедре. Тогда для всех выпускников, которых оставили работать на кафедре, это было очень почетно и ответственно! Это тоже очень хорошая традиция — когда наши выпускники с профессионально-педагогическим образованием продолжают работать в университете, занимаются решением проблем развития этого вида образования, такого сегодня актуального, защищают диссертации и продолжают работать уже в качестве руководителей.

— Какими были первые годы работы? Были ли рядом люди, на кого Вы равнялись, к чьим советам прислушивались?

— Несмотря на то, что поступила я на очное отделение, на третьем курсе я вынуждена перевестись на заочное. Когда пришла в деканат заочного машиностроительного факультета, Владимир Анатольевич Федоров, который тогда был деканом, предложил должность методиста, я осталась работать в СИПИ.  Владимир Анатольевич преподавал у нас химию, поэтому я с радостью приняла такое предложение, так как знала его и понимала, что, работая под его руководством, можно получить огромный опыт.  Позже я перешла на должность старшего преподавателя кафедры технологии металлов и других конструкционных материалов и стала заниматься наукой, а затем успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук под руководством В.А. Федорова. После этого начался следующий этап в моей профессиональной деятельности. Геннадий Михайлович Романцев предложил мне должность ученого секретаря Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО), в которое входят 130 вузов и 84 колледжа из 57 субъектов РФ, осуществляющих подготовку мастеров и педагогов профессионального обучения. Ирина Васильевна Осипова работала ученым секретарем с вузами, а я — с директорами колледжей. В этот плодотворный пятнадцатилетний период УМО по ППО было принято много решений по совершенствованию подготовки мастеров производственного обучения, в результате чего некоторые директора защитили кандидатские и докторские диссертации.  Мы с Ириной Васильевной защитили докторские диссертации в Международном институте «ИНФО-Рутения» Международной академии наук Сан-Марино по специальности «Педагогика» и получили международные степени докторов педагогических наук, а позже ВАКом было присвоено звание профессора. Но в жизни все меняется, иногда кардинальным образом. В один «прекрасный» момент УМО по ППО прекратило свою работу, и мне пришлось перейти работать на кафедру стиля и имиджа читать методические дисциплины. Было очень трудно переориентироваться, но, как показывает практика, — выпускники СИПИ могут справиться с любой профессиональной задачей! Сегодня я с большой радостью работаю на этой кафедре под руководством Ольга Евгеньевны Краюхиной и вижу результаты нашей совместной работы. Учитывая современные направления развития экономики, а именно креативной экономики, я уверена, что перед кафедрой стиля и имиджа открываются огромные перспективы.

— А какие советы будущим специалистам дали бы Вы, как наставник? Что самое важное для педагога?

— Работая со студентами кафедры стиля и имиджа, наряду с их креативностью, смелостью, иногда даже дерзостью в решениях, нужно отметить уважительное, доброжелательное, отзывчивое отношение к преподавателям кафедры. Это те личностные качества, которые характеризуют успешного наставника и педагога. Общаясь с преподавателями не только на занятиях, но и на различных воспитательных мероприятиях, многие наши студенты рассматривают для себя профессию преподавателя. Нас это очень радует, мы видим, что наши труды не напрасны!

— Студенты кафедры стиля и имиджа регулярно участвуют в мероприятиях. Скажите, как Вам удается заинтересовать и увлечь ребят?

— Да, наши студенты — увлекающиеся личности. Они с большой радостью откликаются на предложения преподавателей участвовать в конкурсах профессионального мастерства разного уровня и занимают призовые места, что мотивирует их к дальнейшей конкурсной деятельности. Большой вклад в такое профессиональное развитие вносят все преподаватели кафедры стиля и имиджа. Можно смело сказать, что сегодня это команда наставников, которая создает креативную образовательную среду и щедро делится своим мастерством со студентами! Особое влияние на профессиональное становление наших студентов оказывают творческие встречи, мастер-классы с профессионалами как в области индустрии моды и красоты, так и в области профессионально-педагогической деятельности, т.е. встречи с нашими выпускниками, которые работают в системе среднего и дополнительного профессионального образования.

— Какими наградами и достижениями ваша кафедра может гордиться? А что в планах?

— Сегодня кафедра стиля и имиджа гордится нашими студентами, которые являются победителями и участниками не только престижных региональных и международных конкурсов в сфере моды и красоты, но и всероссийских и международных конкурсов проектов по методике преподавания, профессиональной педагогике, получают признание от авторитетных экспертов. Это подтверждает высокий уровень подготовки студентов на нашей кафедре. Кафедра имеет определенные успехи и в научной деятельности. Так, в ближайшее время будет издана коллективная монография «Креативные индустрии в условиях развития цифровой экономики: теория и практика подготовки педагогов профессионального обучения», каждый год кафедрой проводится Всероссийская научно-практическая конференция «ДИЗАЙН-ТЕРРИТОРИЯ КРЕАТИВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ОБРАЗОВАНИЕ» и студенческая научно-практическая конференция «СПО-флагман подготовки кадров для цифровой экономики», кроме того. в этом году мы успешно участвовали в акселераторе образовательных проектов в проекте «Школьные театры». Мы активно сотрудничаем с коллегами из системы среднего профессионального образования, осуществляющими подготовку специалистов для индустрии моды и красоты, что позволяет нам понимать, в каком направлении должны совершенствоваться образовательные программы, реализуемые на кафедре стиля и имиджа. Так, уже сегодня, с учетом Концепции развития творческих (креативных) индустрий, а в нашем случае — моды, разрабатывается новая образовательная программа бакалавриата «Креативные технологии в индустрии моды и красоты». Также мы участвуем в разработке магистерской программы «Креативные индустрии и менеджмент в образовании». Мы очень надеемся, что эти перспективные направления работы кафедры откроют еще большие возможности для наших студентов и выпускников!

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»