Шуплецова Елена Жановна

И.О. заведующего кафедрой дизайна интерьера Институт гуманитарного и социально-экономического образования (ГСЭО)

Кандидат философских наук

Доцент

Интервью

— Елена Жановна, расскажите о становлении кафедры дизайна интерьера. Как все начиналось?

— Все началось с кафедры Декоративно-прикладного искусства (ДПИ), организованной в 1994 году и входившей в состав Художественно-педагогического института. Кафедра выпускала художников в области декоративно-прикладного искусства. В 1998 году на кафедре открылась специализация «Дизайн интерьера», что позволило расширить образовательную деятельность кафедры и ввести подготовку педагогов профессионального обучения в области дизайна интерьера. В 2005 году была внедрена еще одна образовательная программа подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна — «Дизайн и компьютерная графика». Кафедра ДПИ «разрослась» в плане студенческого и преподавательского контингента, что и явилось посылом к образованию в 2015 году кафедры «Дизайн интерьера», осуществляющей квалифицированную подготовку и выпускающую педагогов профессионального обучения в области дизайна. Сейчас кафедра входит в состав Института гуманитарного и социально-экономического образования. За годы существования кафедры подготовлено более тысячи квалифицированных выпускников — специалистов и бакалавров. Большинство из них нашли себя в сфере образования, культуры и искусства. Среди выпускников есть успешные предприниматели, открывшие собственное дело в области дизайна и прикладного искусства. Потенциал подготовки педагогов профессионального бучения в области дизайна не ограничивается обучением в области дизайна интерьера, а пополнился другими направлениями, поэтому решением Ученого Совета РГППУ в 2023 году кафедра переименована в кафедру дизайна. Сегодня кафедра дизайна осуществляет подготовку по основной образовательной программе «Дизайн» (44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)), которая включает в себя элективные модули: — арт-дизайн – выпускники владеют как традиционными, так и современными художественными прикладными технологиями, умело преобразуя и совмещая их в своей творческой деятельности; — дизайн и компьютерная графика — объектами профессиональной деятельности являются потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности; процессы художественного моделирования объектов, направленные на решение задач, связанных с проектной деятельностью современными методами графического дизайнерского проектирования; — дизайн интерьера включает виды творческой деятельности по формированию гармонично структурированной и эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующей художественную, проектную и научно-исследовательскую деятельность, направленную на реализацию повышения социокультурного уровня жизни общества. Обучаясь на кафедре, студенты приобретают профессиональные знания не только по художественно-проектному, но и психолого-педагогическому направлению. Наше образование позволяет нашим выпускникам осуществлять профессиональную деятельность в рамках не только одного элективного модуля, но и группы профессий дизайнерского (и художественного) направлений.

— Какие экзамены при поступлении сдают студенты?

— Для поступления необходимо пройти: обществознание (ЕГЭ); русский язык (ЕГЭ);
творческое испытание (на сегодняшний день — рисунок и композиция).

 — Какие советы будущим специалистам Вы дали бы? Что самое важное для педагога?

Современный рынок труда выходит на те позиции, которые характеризуются не «приобретением знаний», а умением специалиста синтезировать теоретическое знание и практические умения для решения соответствующих профессиональных задач, обусловленных конкретной функциональностью. Отметим, что результаты анкетирования работодателей позволили выявить наиболее востребованные универсальные компетенции педагогов профессионального обучения, такие как: способность мыслить креативно, обладать ассоциативным мышлением (творческая компетенция); способность работать самостоятельно, при этом концентрированно и дисциплинированно; готовность к непрерывному обучению и переподготовке; способность осваивать профессиональную технику и владеть информационными технологиями; способность брать на себя ответственность; обладать общей образованностью; способность обрабатывать растущий объем информации; умение слушать; умение вести переговоры.

Среди профессиональных компетенций наиболее высоко работодатели оценивают: способность читать и составлять проектно-техническую документацию; способность использовать приемы композиционного формообразования для решения проектно-творческих задач в области дизайна; способность создавать художественно-проектные решения, отличающиеся оригинальными авторскими концепциями и владеть информационными технологиями для их визуализации; опыт проектирования, реализации дизайнерских разработок, ведения авторского надзора; поиск композиционного, колористического и стилевого решений, соответствующих художественно-проектному замыслу; готовность к аналитической деятельности по изучению инновационного опыта российских и зарубежных специалистов и разработчиков в профессиональной сфере для решения производственной задачи.

Наши выпускники свои профессиональные перспективы оценивают достаточно высоко. Ряд выпускников, работающих в сфере образования, дизайна, культуры, искусства, отмечают, что они работают в соответствии с квалификацией с точки зрения выполняемых задач и с точки зрения профессиональной квалификации. Весь состав кафедры искренне желает нашим выпускникам профессионального самоопределения и творческого совершенствования в течение всей творческой жизни!

— Реализуются ли в этом учебном году какие-либо новые учебные программы?

По основной образовательной программе «Дизайн» (44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) готовится новый элективный модуль, но пока он в разработке и говорить о нем, считаю, рановато.

— Чем может гордиться кафедра дизайна интерьера? Какие проекты уже воплощены, а участие в каких конкурсах — только в планах?

— Смысл работы наших педагогов-практиков — показать широкий спектр решения проектных задач, дать эмоциональный заряд к потребности творить и проявлять свои способности, исходя из своей индивидуальности. Результатом такого подхода является участие обучающихся в творческих конкурсах и фестивалях регионального, всероссийского и международного уровней. Призовые места и победы доказывают, что ребята проявляют современные дизайнерские решения. Обучающиеся, участвующие в реальном проектировании, выставках и попробовавшие свои силы в конкурсах, получают дополнительный импульс от реализации своих возможностей, от положительной оценки своих работ со стороны профессионального жюри и зрителей. Это способствует самоутверждению и является фундаментом и стимулом для дальнейшего самообразования обучающегося.

Кафедра осуществляет: проведение творческих профориентационных проектов, таких как «Творчество – это профессия», «Будущее дизайна», «Мой путь в профессию» и пр.; проведение мастер-классов; организацию и проведение выставок творческих работ студентов кафедры в СПО, ДШИ и ДХШ Свердловской и других областях; Отделе культуры и молодежной политики, Отделах образования различных округов и пр.; кафедра является организатором российского блока Международного творческого проекта «Художники Мира за мир», проводимого под эгидой Международного общества культуры и искусства «WE ARE ON THE SIDE OF PEACE», объединяющего художников из 96 стран мира; проведение виртуального конкурса творческих работ «Искусство за Мир»; проведение виртуальной выставки-конкурса юношеских творческих работ «Раскрась мечту» совместно с международным творческим союзом International Femin & Art Association of Female Artist (Турция); – проведение конкурсов: инновационных проектов «Футуроконцепт»; «Интерьер как интегральная категория»; «Дизайн-форма» и пр.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»