Чупина Валентина Александровна

Профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования Института психолого-педагогического образования

Доктор психологических наук

Интервью

— Валентина Александровна, расскажите, как в Вас зародилась любовь к педагогике? Вы пошли по стопам родственников или же нет?

—Моя мама была учителем и директором школы, и на фоне забот о школе проходило мое детство: то надо было ремонтировать школу, то готовить подарки детям на праздники, то помогать отстающим. Когда я училась в восьмом классе, к нам пришла учитель физики Галина Анатольевна Малинова. Весь класс в нее влюбился безоговорочно. А мы с подругой захотели учиться там, откуда выпускаются такие учителя. Так я и оказалась в педагогическом училище (сейчас педагогический центр им. А.А. Куманева). Это был «аналог» Смольного института, потому что учебными предметами, помимо привычных, были хореография, бальные и народные танцы, игра на музыкальном инструменте, пение от хорового до соло, декламация. Вот в этом «культурном бульоне» я и находилась четыре года. При этом больше всего я любила литературу: читала все, что было под рукой, и хотела стать журналистом. И даже всерьез к этому готовилась, писала статьи в газеты, готовилась к творческому конкурсу, но не случилось. В итоге я поступила на филологический факультет Уральского государственного университета.

— Расскажите о своем профессиональном пути. За что Вы любите свое дело?

— Филологический факультет — это счастье! Какие преподаватели, какие однокурсники! Я училась на курсе с Юрием Казариным, Игорем Сахновским, Евгением Касимовым:  кто любит литературу, тот знает, о ком я говорю. Нас четверых еще на первом курсе заприметила завкафедрой современного русского языка Эра Васильевна Кузнецова — она планировала готовить нас в аспирантуру. Но моя жизнь опять увела меня в педагогику — после окончания университета я уехала в Свердловск-44, стала учителем литературы школы и там же заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Работать с детьми было одно удовольствие, столько доверия и любви я в своей жизни больше не встречала. Затем меня пригласили работать в методический кабинет Новоуральского профессионального лицея — в нем в это время апробировалась концепция «высшего рабочего образования», идеологами которой были Г.М. Романцев и В.Я. Шевченко. Так я пришла   в аспирантуру РГППУ, в Московский методолого-педагогический кружок О.С. Анисимова, который окончательно сформировал мое «педагогическое» мышление. После защиты диссертации мой научный руководитель Галина Михайловна Лисовская пригласила меня работать на свою кафедру в РГППУ. Так я освоила все ступени образования: общее, начальное профессиональное, высшее и последипломное.

— Путь педагога подчас тернист и сложен. Какие бы советы дали начинающим педагогам, тем, кто только начал свою карьеру?

— Я бы не связывала педагогическую деятельность с карьерой. Карьеру делают карьеристы, а педагоги — служат, создают условия, объясняют, предотвращают, проблематизируют, помогают, словом, живут учениками и для них.

— Ваш многолетний опыт приносит пользу как студентам, так и другим педагогам. Подскажите, как именно Вам удается зажечь искру интереса к профессии у студентов? Есть ли какие-то профессиональные «хитрости»?

— Так случилось, что я работала и работаю только с магистрантами, аспирантами и (сейчас реже) преподавателями. Все профессиональные «хитрости» работы с такой аудиторией лежат в андрагогике. Ее нельзя не знать, если работаешь со взрослыми людьми, обладающими профессиональным опытом. А еще есть акмеология, которая изучает условия достижения человеком вершин в личностно-профессиональном развитии. С акмеологией я познакомилась на кафедре Анатолия Алексеевича Деркача, когда проходила стажировку в РАГСе (РАНХиГС). А потом состоялось знакомство с Ниной Васильевной Кузьминой, основоположником акмеологии, фантастического склада ума и силы характера человеком. Так что все мои курсы оформлены именно в традициях акмеологии  и андрагогики.

— Так ли актуально наставничество для современного педагогического и студенческого сообщества?

— Наставничество актуально всегда, и не только в Год педагога и наставника. Без наставника не бывает профессионала. Если же говорить о профессии педагога, то здесь роль наставника увеличивается многократно. Я часто думаю о том, какой бы я была и как развернулась моя профессиональная жизнь, если бы со мной не было моих учителей. Например, Наталья Львовна Румянцева, бывшая всего-то практиканткой из пединститута, но навсегда поселившая в меня любовь к стихам Лермонтова. Анатолий Васильевич Кашин, директор педагогического училища, которого обожали все студенты. Физик, блестяще образован, учился у Ландау… Был прост, любил шутить, читал нам на занятиях смешные стихи про физику, но при этом знал каждого студента, принимал участие в его судьбе. И, конечно же, Галина Михайловна Лисовская, мой научный руководитель в аспирантуре РГППУ. Удивительный человек с непростой судьбой, Галина Михайловна умела выращивать своим аспирантам «крылья». Когда я приходила к ней обессилевшая и потерявшая всякую надежду на лучшее, она умела меня воодушевить и давала такую силу, что я «улетала» от нее, полная энергии и уверенная, что все смогу. Годы, проведенные под крылом Галины Михайловны, были самыми продуктивными в моей профессиональной жизни. Она была моим учителем и другом. Я надеюсь, что я сумела показать примерами своих наставников, что наставничество — это не только набор педагогических функций, которые в нужный момент актуализируются под существующую задачу. Наставничество — это незримая нить, которая связывает ученика и учителя.  

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть настоящий педагог?

— Когда-то я наткнулась на слова Конфуция об ученом-педагоге. Он подчеркнул его главные качества: самостоятельность и независимость, твердость и непреклонность, глубина помыслов и широта души, почтительность и уступчивость, верность другу,  неизменность принципам даже перед лицом смерти. И что особенно меня восхитило: «Способность ученого воздвигать мудрых и поддерживать талантливых»!

 — Педагог — всегда в поиске. Скажите, какие проекты сейчас находятся в разработке?

— Сейчас я работаю в диссертационном совете. Моя формальная задача состоит в том, чтобы все документы для защиты были подготовлены в соответствии с требованиями ВАК. Но каждый, кто приходит на защиту —  это мой «проект». Я стараюсь помочь человеку собрать свой потенциал в один мощный заряд и реализовать его. Надо, чтобы он почувствовал такие же крылья за спиной, какие мне когда-то выращивала Галина Михайловна Лисовская.  

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»