Курочкина Ирина Александровна

Доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования (ППО)

Кандидат психологических наук

Интервью

— Ирина Александровна, бытует мнение, что любовь к педагогике зарождается в детстве. А как было у Вас?

— В моем случае все было иначе. Я хорошо училась в школе, но, глядя на моих одноклассников, никогда не хотела быть педагогом, скорее всего, это связано с тем, что мне не хотелось воспитывать или перевоспитывать кого-либо.

— Где прошли Ваши школьные и студенческие годы? Были ли наставники?

— Я родилась здесь, в г. Свердловске, училась в очень хорошей школе № 83 и до сих пор благодарна всем своим учителям, которые не просто передавали-транслировали знания по своему предмету, но и были рядом. Мой первый и осознанный выбор профессии был связан с медициной: решила поступать в медицинское училище, чтобы увидеть сферу с «нуля». На моем пути встретились замечательные преподаватели-профессионалы, которые, пожалуй, и стали настоящими наставниками в моем профессиональном выборе. К сожалению, по семейным обстоятельствам я не смогла сразу получить высшее образование. И только спустя годы я окончила Ленинградский государственный университет им. А С. Пушкина по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

 — Как складывался Ваш профессиональный путь?

—Придя после окончания университета инженером на кафедру педагогической психологии, я погрузилась в эту новую для меня профессию. И именно здесь действительно появилось желание не только работать, а «служить», как бы это пафосно ни звучало. Я очень довольна тем, что я делаю. Благодарна всем, кто рядом, кто помог и помогает моему личностному и профессиональному росту, реализации себя в профессии преподавателя высшей школы.

 — Как Вы считаете, нужно ли наставничество в современном мире? Что оно дает студентам? А преподавателям?

— Безусловно, нужно. На начальном этапе учебы студенты нуждаются в поддержке и подтверждении своего выбора. И только педагог-наставник, а не ближайшие родственники и друзья может это обеспечить. В процессе обучения наставник может сориентировать наставляемого на выбор интересующего его направления в дальнейшей профессиональной или научной деятельности. На мой взгляд, наставник должен не только мотивировать, но и «влюбить» студента в профессию. Что дает процесс наставничества преподавателям? Подтверждение правильности своего выбора, определенный ориентир в самореализации, рост профессионализма и новые вызовы, потому что студент сегодня — это не объект для пополнения знаний, не приемник, а «со-трудник», который вместе с наставником осуществляет сотворчество.

 — Каким должен быть, на Ваш взгляд, настоящий педагог?

— Ищущим, пытливым, готовым к изменениям, к новым видам деятельности в рамках профессии и не только. А еще — открытым, конструктивным… Продолжать можно долго! (смеется)

— Есть ли у Вас профессиональные секреты? Как Вам удается увлечь студентов?

— Наверное есть, вот только я о них не знаю. Просто я люблю свое дело, которому служу. Есть интерес в завтрашнем дне, есть коллеги, которым я не безразлична и это радует и вдохновляет.

 — Какой бы совет Вы дали студентам и преподавателям, только вставшим на путь педагогики?

— «Ищите и обрящете, просите и дано будет Вам, стучите и отворят Вам». Жизнь всегда говорит нам: «Да». Поэтому разжигайте в себе интерес к любому делу, и делайте его с удовольствием!

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»