Ронжина Наталья Владимировна

Профессор кафедры философии, социологии и социальной работы (ФСС) Института гуманитарного и социально-экономического образования

Доктор педагогических наук

Кандидат философских наук, доцент

Интервью

— Наталья Владимировна, расскажите, всегда ли Вы мечтали стать педагогом? Есть ли в Вашей семье педагоги?

— Да, как ни банально это прозвучит, я хотела быть учителем с детства: помню, мне больше всего нравилось играть в школу. Разумеется, учила всегда всех я (смеется). В семье педагогов до меня не было, но старшая сестра и брат закончили заочно наш университет, тогда он назывался еще Свердловский инженерно-педагогический институт (СИПИ), и в нем выпускали мастеров производственного обучения. Поэтому в нашей семье, получается, три педагога. В 2007 году ужу новое поколение — моя племянница — стала учителем английского языка. Два племянника тоже закончили РГППУ, получив экономическое образование. В настоящее время в РГППУ учится моя внучатая племянница: она осваивает направление «Информационные системы и технологии в медиаиндустрии». Так что педагогов у нас в семье достаточно много и связи с РГППУ самые тесные.

— Где Вы получили высшее образование? Расскажите о своей карьере: как она складывалась?

— Я закончила 8 классов с отличием, после чего поступила в Свердловское педагогическое училище № 1. Окончила его в 1979 году, тоже с отличием, и квалификацией «Учитель начальных классов». По распределению один год проработала в сельской школе. Карьера складывалась постепенно, но закономерно тем усилиям, которые я вкладывала. В 1980 году я поступила в Уральский государственный университет им. А.М.Горького на философский факультет, окончила его в 1986 году. Осенью 1986 года пошла работать в Уральский государственный педагогический институт (позже университет) лаборантом на кафедру философии, поскольку в то время без опыта работы на преподавательскую работу принимали крайне редко, вакансий не было. В 1987 году была переведена на должность заведующего философским кабинетом (да, была и такая должность). В 1989 году потупила в аспирантуру на очную форму обучения. По окончании ее в 1994 году защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Работала в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента в педуниверситете до 2001 года. Кстати, в 2000 году мне было присвоено ученое звание «доцент». В 2001 году мне предложили перейти в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (ныне РГППУ), в котором я тружусь и сегодня. В нашем университете с 2001 по 2003 гг. годы я работала на кафедре права. В 2003 году от этой кафедры «отпочковалась» кафедра образовательного права, заведующей которой я и была вплоть до 2009 года, пока не поступила в докторантуру. Ректором РГППУ в то время был д.п.н., профессор, академик РАО РФ Геннадий Михайлович Романцев. Он-то и предложил мне заняться научным обоснованием профессионально-педагогического образования, стал моим научным консультантом, за что я ему буду благодарна всю свою жизнь. В течение шести лет я работала над докторской диссертацией на тему «Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики» и в 2015 году успешно защитила ее. С 2016 года работала на кафедре права в должности профессора. В настоящее время тружусь на кафедре философии, социологии и социальной работы.

— Педагогом не становятся, им рождаются… А как считаете Вы? Каким должен быть настоящий педагог?

— Выражение «становятся или рождаются педагогами», скорее, образное, и к нему можно относиться по-разному. Но неслучайно есть и такое мнение, что счастлив тот человек, у которого хобби совпадает с профессией. Вот с этим я абсолютно согласна. Если честно, я ничего не умею делать так хорошо, как свою работу. Я даже не могу ее и работой назвать (смеется). Это моя жизнь. Педагог должен любить людей. Меня называют идеалистом, не от мира сего и др. Я не согласна. Я люблю своих студентов и, мне кажется, они это чувствуют и адекватно откликаются. Я воспринимаю свою работу как служение.

— Что Вы считаете основополагающим при преподавании? Как Вам удается заинтересовать студентов на лекциях?

— Основополагающим являются профессионализм, владение современными методами обучения, личностные качества. Это краеугольный камень преподавания. Я не ставлю перед собой цель специально заинтересовать студентов, но нередко использую такой методический прием, как удивление (привожу примеры, информацию, о которой они явно не знают. Например, знаете ли вы, что более 50 % лауреатов Нобелевской премии, ученые в области естественных наук являются верующими людьми? Это закономерность или парадокс?). Кроме этого, с первого занятия стараюсь наладить дружеские контакты, меня студенты не боятся. Когда ты искренен, это не нужно специально доказывать.

— Планируете ли Вы в ближайшее время разработать какую-либо образовательную программу или провести научное исследование?

— Я не занимаюсь разработкой образовательных программ. Что касается научных исследований, то я активно работаю с магистрантами, аспирантами, активно веду научно-исследовательскую работу со студентами (пишем статьи на конференции, участвуем в конкурсах). Как член Диссертационного совета я принимаю активное участие в научной жизни университета.

— С высоты своего опыта: какой совет Вы бы могли дать студентам и вчерашним выпускникам, только делающим первые шаги в педагогике?

— Не бояться трудностей: они позже обернутся достижениями и благодарностью; браться за многое и попытаться найти себя в профессиональной жизни; не жалеть себя, не лениться, а трудиться, преодолевать себя и достигать цели. «Через тернии — к звездам». Это не просто красивое выражение, это мой образ жизни.  

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»