Пономарева Светлана Алексеевна

Доцент кафедры экономики, менеджмента, маркетинга и технологий экономического образования

Кандидат экономических наук, доцент

Интервью

— Расскажите о Вашей семье, были ли в ней педагоги?

— Мне посчастливилось во многих жизненных аспектах, в том числе, и в выборе профессии педагога: я стала в своей семье первопроходцем. Дело в том, что я родилась в сельской местности. Мои родители — замечательные, уважаемые люди, закончили лишь среднюю школу и курсы для того, чтобы овладеть профессией и добросовестно выполнять свои обязанности. В ту пору этого было достаточно. Мама работала инспектором отдела кадров в геологоразведочной партии, а папа — киномехаником и заведующим сельским клубом. В школе знания давались легко, и я чувствовала, что после ее окончания я способна поступить в вуз и попробовать устроиться жить и работать в большом городе. Родители поддерживали меня всеми силами, всегда верили в меня, и, пожалуй, в этом проявлялись как истинные педагоги. Первой в семье я получила два высших образования (техническое и гуманитарное) и защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

— Чем Вы руководствовались при выборе учебного заведения? Пошли по совету или по воле души?

— При выборе первого университета (УПИ, ныне это УрФУ им. первого Президента России им. Б.Н. Ельцина) сыграла роль ранняя профориентация: в этом вузе работала моя тетя и все летние каникулы мы с ней «ходили на работу». С ее же слов я знала, что УПИ — это ИМЯ (бренд, то есть), это один из сильнейших вузов Урала. Конечно же, перспектива обучения именно в этом университете казалась мне привлекательной, тем более, что вступительные экзамены мне дались без труда. В УПИ нас научили не бояться сложностей, находить нужную информацию, «научили учиться». Полученная профессия инженера-электрика позволила мне чуть позже преподавать экономику энергетики и вообще ориентироваться в отраслевой структуре экономики, производственных процессах, управлении персоналом. Поступая во второй вуз, в РГППУ, я хотела получить более глубокие знания в экономике. Подобная подготовка велась в нескольких учебных заведениях города. Однако меня привлекло качество образования в РГППУ. С первых же месяцев учебы мне приглянулась атмосфера университета и когда появилась вакансия инженера на кафедре экономики и управления, я с удовольствием устроилась сюда на работу. Так РГППУ стал тем самым выбором, который позволил по воле души реализовать мои запросы на образование и на трудоустройство одновременно.

— Чем Вам запомнились студенческие годы? Что можно было бы перенести из студенчества тех лет в нынешнюю жизнь?

— В годы моего студенчества было гораздо меньше возможностей для самореализации и внесения изменений в свою карьерную стратегию. Поступил в вуз — получил диплом — распределился на работу. Сейчас все гораздо сложнее, но и выбора больше, и самостоятельность в принятии решений нынешними студентами гораздо выше, нет давления норм и устоявшихся стереотипов, в рамках которых проходили наши студенческие годы. Из студенчества с удовольствием вспоминаются поточные лекции в римских аудиториях, практические работы в специально оборудованных лабораториях, первые компьютерные классы. Вспоминаются благодаря тому, что на такие занятия мы ходили, не ориентируясь на предмет в расписании, а на личность педагога, проводившего его. Многие вузовские традиции сохраняются и преумножаются. Сейчас, как и в наше время, существуют студенческие отряды, спортивные секции, студенческие театры, наука, профессиональные конкурсы. Появилось студенческое самоуправление, волонтерское движение, новые формы для развития личностного потенциала, самоактуализации.

— Какими были первые годы работы? Были ли рядом люди, к которым Вы прислушивались?

— РГППУ стал моим первым значимым местом работы, до него я несколько лет работала в малом бизнесе. Совмещать работу и учебу удавалось благодаря поддержке коллег и заведующего кафедрой. В ту пору кафедрой экономики и управления руководил А.М. Илышев — доктор экономических наук, профессор, основатель научной школы экономики репродуктивного (родительского) труда. Анатолий Михайлович был человеком с неиссякаемой энергией, вдохновлявший и окрылявший своей верой в то, что необходимо развиваться и совершенствоваться, не взирая на вызовы непредсказуемо изменяющейся внешней среды. Он всегда своим личным примером показывал, как важно в любой ситуации быть и оставаться настоящим человеком, придерживаться нравственных и профессиональных ценностей, работать в команде и ценить вклад каждого в общее дело. Анатолия Михайловича не стало в 2011 году, но до сих пор многие его идеи реализуются, их жизнеспособность подтверждается стратегическими документами самого высокого уровня.

— Какие советы Вы могли бы дать, выступая в качестве наставника?

— Мне кажется важным прислушиваться к своим ощущениям, интуиции и поступать согласно этому, быть самим собой. И не бездействовать. Моим жизненным девизом считаю фразу: «Есть смысл делать все необходимое». Многие мои студенты обучаются по направлению подготовки «Профессиональное обучение» и не исключают возможность работы педагогом из своей профессиональной стратегии (по данным опроса, проведенного кафедрой ЭМТЭО в марте 2024 года). Именно им хочется пожелать сохранять свою индивидуальность, чтобы будущие ученики знали к кому идут на занятия, а не только на какой предмет идут.

— Скажите, как Вам удается заинтересовать и увлечь ребят?

— Предмет экономической теории — то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов. Наша эффективность во многом зависит от того, как мы распоряжаемся имеющимися у нас ресурсами. Если относиться к возможностям, регулярно возникающим в нашем информационном поле как к ресурсам, можно значительно преуспеть и в качестве жизни. Ну а поделиться нужной информацией — это уже шаг к успеху другого человека. Так и действую, — делюсь тем, что показалось интересным и полезным мне, возможно, увлечет других.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»