Фоминых Мария Вячеславовна

Доцент кафедры английской филологии и профессиональной коммуникации на иностранных языках Института психолого-педагогического образования

Руководитель магистерской программы «Лингводидактика и менеджмент в иноязычном образовании»

Кандидат педагогических наук

Интервью

— Мария Вячеславовна, расскажите, как в Вас зародилась любовь к педагогике и иностранным языкам? Вы пошли по стопам родственников или же нет?

— Любовь к педагогике зародилась в школе: еще в начальных классах я хотела стать учителем. Нельзя сказать, что я пошла по стопам родителей — моя мама — врач, а папа был военным, но в моей семье много учителей — прабабушка, тетя, двоюродная сестра. Дочь тоже мечтает стать учителем иностранных языков, поэтому, возможно, зародится новая учительская династия. Что касается иностранных языков, то любовь к ним мне привила моя первая учительница в школе. Она всегда повторяла слова Антона Павловича Чехова: «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек». Трудно усомниться в верности этого афоризма.

— Расскажите о своем профессиональном пути. За что Вы любите свое дело?

— Мой профессиональный путь начался в гимназии № 155 г. Екатеринбурга, там я получила первый опыт преподавательской деятельности, на практике осознав, насколько важен и одновременно труден путь учителя. Затем, поступив в аспирантуру при РГППУ, я осталась работать на кафедре германской филологии (ныне английской филологии и профессиональной коммуникации на иностранных языках). После успешной защиты кандидатской диссертации я решила продолжить научную деятельность и приступила к написанию докторской диссертации. Я люблю свою работу и наш университет! Как сказал Василий Александрович Сухомлинский «Быть настоящим человеком — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-нибудь хорошее от тебя, от твоей души». За это я и люблю свое дело. И, конечно же, видеть горящие глаза студента — неописуемое удовольствие, которое приносит удовлетворение.  

— Путь педагога подчас тернист и сложен. Какие бы советы дали начинающим педагогам, тем, кто только начал свою карьеру?

— Действительно, путь педагога не легок. Современной школе необходимы молодые учителя, способные принести в мир добро и веру, честность и благородство; стремящиеся к творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства. Часто молодые преподаватели испытывают трудности в общении со старшими коллегами, в силу нехватки опыта излишне беспокоятся о конспектах уроков или занятий, засиживаются до позднего вечера в поисках интересных заданий для учеников, забывая об отдыхе. Советов может быть очень много, но, прежде всего, начинающему педагогу следует не забывать о полноценном отдыхе в кругу семьи и друзей. Я бы посоветовала верить, что каждого ученика можно научить, для этого необходимо только время, а также нужно посещать уроки старших учителей, методистов. Применяйте у себя их позитивный опыт! И помните, что наивысший педагогический успех — это улыбка на лице ученика.

— Ваш многолетний опыт приносит пользу как студентам, так и другим педагогам. Подскажите, как именно Вам удается зажечь искру интереса к профессии у студентов? Есть ли какие-то профессиональные «хитрости»?

— «Расскажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; позволь мне сделать самому — и я пойму», гласит китайская пословица. Я придерживаюсь данной философии. Я считаю, что ученику нужно давать возможность получать знания самому, а мы, учителя, должны их к этим знаниям подталкивать. Особенно такая позиция важна при изучении иностранных языков. Честно говоря, зажечь искру интереса к профессии получается лишь собственным примером.

— Так ли актуально наставничество для современного педагогического и студенческого сообщества?

— Можно ли всех учителей подстроить под один шаблон и заставить ориентироваться на какие-либо определенные требования? Думаю, я окажусь права, если скажу, что нет. Наставничество помогает решить проблему «шаблонности» в обучении и, несомненно, является актуальным для современного педагогического и студенческого сообщества. Наставник на личном примере может способствовать раскрытию профессионального потенциала будущего специалиста, содействовать формированию и развитию творческих способностей и профессионального мастерства.

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть настоящий педагог?

— В первую очередь, настоящий педагог должен быть творческим, во-вторых, справедливым. Быть преподавателем — это талант. Я верю, что любой труд, если в него вкладывается душа, будет вознагражден. И пусть это не будут какие-то материальные блага, но то, что сотни студентов будут благодарны вам и не забудут вас многие годы, дорогого стоит и это не купишь ни за какие деньги. Можно купить машину, дом, дачу, но нельзя купить уважение и любовь. Быть преподавателем — это большая ответственность, это очень почетно. Это большой шанс передать частичку своей души многим людям.

— Педагог — всегда в поиске. Скажите, какие проекты сейчас находятся в разработке?

— Являясь членом Всероссийской Ассоциации по играм в образовании, с 2014 года я участвую в проекте по геймификации в системе иноязычного образования. проект интересный, долгосрочный, приносящий много пользы современным теоретикам и практикам в области лингводидактики. Второй мой проект — это докторская диссертация, она находится на стадии завершения.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»