Третьякова Вера Степановна

профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования

доктор филологических наук

Интервью

— Вера Степановна, бытует мнение, что любовь к педагогике зарождается в детстве. А как было у Вас?

— На мой выбор педагогической профессии повлияли мои школьные учителя, они были замечательные, настоящие подвижники, очень любили наш шумный и своенравный класс. Я никогда их не забуду, особенно учителя-филолога Дину Георгиевну Сергееву, которая привила мне, да и другим ученикам любовь к литературе. И сегодня я не представляю своего досуга без книги. Я никогда не мечтала ни о какой другой профессии и ни разу не пожалела о своем выборе!

— Где прошли Ваши школьные и студенческие годы? Были ли наставники?

— «Школьные годы чудесные» прошли в г. Серове, город тогда был небольшой, школа № 10 находилась на периферии, наполняемость ее была не очень высокой. Поэтому старшие классы дружили, жили, можно сказать, одной семьей, все вместе готовились к мероприятиям под руководством наших учителей, пионервожатой. Мы были пионерами, потом комсомольцами, жизнь была насыщенной и интересной. Училась я хорошо. По окончании школы я поступила на факультет русского языка и литературы в Свердловский государственный педагогический институт, сдала все вступительные экзамены на пятерки (сочинение, русский язык и литература, история, иностранный язык). Думаю, это не только моя заслуга: значительную роль сыграли учителя, которые готовили нас к взрослой жизни, прививая ответственность, самостоятельность, трудолюбие. В институте тоже были преподаватели, сыгравшие огромную роль в дальнейшем личностном росте и профессиональном становлении. Это, прежде всего, Борис Исаевич Лившиц, преподаватель политэкономии, заместитель декана. Студентам он был другом, заботливым помощником, наставником. С ним мы ходили на факельные шествия 9 мая, в походы на скалы Петра Гронского, ездили на сборы пионервожатых в «Зеленый мыс», жгли костры и маршировали на смотре строя и песни. Еще один для меня пример для подражания — Иосиф Беньяминович Канторович, доктор филологических наук, профессор, он преподавал у нас зарубежную литературу первой половины XX века. Человек был добрый, всегда понимал студентов, очень любил свой предмет. Клавдия Анатольевна Войлова вела в моей группе старославянский язык и диалектологию, и главное — была куратором нашей группы. Удивительный человек, прекрасный молодой преподаватель, она была нам как подруга, если был праздник и мы собирались всей группой, она пела и танцевала вместе с нами. Жизнь связала нас на долгие годы. Удивительно, как порой бывают тесно переплетены события, люди, встречи... После окончания института мне предложили работать на кафедре русского языка, а Клавдия Анатольевна уехала в Москву и стала работать в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (МОПИ им. Н.К. Крупской), куда позже в аспирантуру поступила и я. Клавдия Анатольевна продолжала меня курировать, помогать и заботиться обо мне.

— Как складывался Ваш профессиональный путь?

— В МОПИ им. Н.К. Крупской началось мое научное становление и взросление, огромную роль в этом сыграл мой научный руководитель профессор Николай Андреевич Кондрашов. Это был человек очень острого критического ума и меткого иронического остроумия, он, помимо своей специальности в славянских наречиях, был человеком широчайшего кругозора, владел более чем двадцатью языками. Но главное, что поражало нас, молодых аспирантов, это то, как он реально помогал своим аспирантам. О какой бы лингвистической проблеме мы ни рассуждали, он всегда мог процитировать кого-нибудь из известных личностей. Его лингвистическому вкусу, его оценкам я доверяла абсолютно. Помню, как он меня в беседе вдруг неожиданно спросил: «А кто первый употребил термин «ономатопея»? Я растерялась и тихо (стыдно же!) ответила: «Не знаю». «Так узнай», — приказал Николай Андреевич. И я узнала! Я долго сидела в Ленинке, но докопалась и посвятила результату этого поиска параграф в диссертации. Николай Андреевич меня похвалил, сказал, что до меня этого никто не делал. А вот еще один пример. Требовался сопоставительный материал различных славянских и неславянских языков. Сама я языки не знала. И вот на одну из консультаций он приносит мне несколько десятков страниц, исписанных его красивым убористым почерком. Это были звукоподражательные корни из разных языков. «Сравнивай!» — сказал он мне. Оказывается, он пошел в Ленинку, просидел там два дня и сделал заготовки для моей дальнейшей работы! Эти листы я храню до сих пор. Ну что тут скажешь? Какой еще руководитель на такое способен? Мы учились у Николая Андреевича не только профессиональным секретам, но и житейской мудрости, точным оценкам событий, людей. Через три года я защитилась и вернулась в родной пединститут. Работала преподавателем, деканом факультета, а позже вновь захотелось всерьез заняться наукой. Поступила в очную докторантуру, а защищаться поехала в тот же МОПИ им. Н.К. Крупской. Завершение работы над докторской диссертацией совпало с моим переходом в РГППУ (в 2002 г.), а в 2003 году я защитилась. На следующий день после защиты рано утром в номере гостиницы раздался звонок. Первым с защитой, помню, меня поздравил проректор по науке Владимир Анатольевич Федоров. И для меня этот поступок тоже характеризует человека и как педагога, и как руководителя.

— Как Вы считаете, нужно ли наставничество в современном мире? Что оно дает студентам? А преподавателям?

— Разумеется, нужно. Я неслучайно приводила примеры о своих наставниках: мне кажется, они характеризуют каждого из них не только как профессионалов, но и как хороших людей. Думаю, что наставники, готовые щедро делиться не только профессиональным, но и жизненным опытом, нужны не только новичкам в профессии, но и состоявшимся специалистам, желающим расти, двигаться к достижению новых целей, осваивать новые компетенции. Всегда важно, чтобы у тебя был такой человек, к которому можно обратиться и сказать: «У меня проблема, подскажите…».

— Есть ли у Вас профессиональные секреты? Как Вам удается увлечь студентов?

— Да нет никаких секретов. Просто я живу со студентами на одной волне, стараюсь выслушать их и понять, дать совет и направить, вызвать интерес к учебе. Вот уже 10 лет я являюсь руководителем магистерской программы, и главным в своей работе со студентами считаю, во-первых, общение, при котором наставник-преподаватель должен уметь дать эмоциональный отклик на состояние своего подопечного студента. Как результат, студенты начинают делиться своими жизненными проблемами. Во-вторых, наставник должен быть доступен подопечному для поддержки; должен проявлять искренний интерес к росту и развитию подопечного.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»