Церковникова Наталья Геннадьевна

доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования

кандидат психологических наук

Интервью

— Наталья Геннадьевна, расскажите, как в Вас зародилась любовь к психологии и педагогике: Вы пошли по стопам родителей или это было самостоятельным решением?

— У моего папы — 50 лет педагогического стажа, он работал в педагогическом и медицинском колледжах г. Красноуфимска. Наверное, можно сказать, что я пошла по стопам папы, но выбирая направления для получения высшего образования, я больше ориентировалась на психологию, самопознание, помощь другим людям.

— Чем Вы руководствовались при выборе высшего учебного заведения? Пошли по совету или по воле души?

— После окончания школы в 1993 году я выбрала приоритетные для себя направления: психологию и искусство. Психологию выбрала по велению души. На то время это направление было достаточно новым, людей с высшим психологическим образованием было не так уж и много, не было принято ходить к психологам, как сейчас. Поскольку я окончила художественную школу, то вторым направлением я выбрала искусство. Рисовать мне нравилось, получала удовольствие от процесса и результата своих работ, но в итоге я не прошла по конкурсу в вуз. Про новую программу по психологии в РГППУ я узнала совершенно случайно, подала документы, хорошо сдала вступительные экзамены и поступила.

— Чем Вам запомнились студенческие годы? Как Вы считаете, что можно было перенести из студенчества тех времен, когда Вы были студенткой, в нынешнюю студенческую жизнь?

— Мы были первым набором психологов в нашем вузе и обучались по программе, где среди психолого-педагогически ориентированных дисциплин были и технические дисциплины, такие как основы технологии машиностроения, электротехника и электроника, физика, химия. Запомнилось, как мы несколько технологических практик провели на Уральском турбинном заводе, где вытачивали детали на станках в мастерских нашего вуза. Это был тот опыт, который помог не только быть готовой к решению технических вопросов при проживании в общежитии, но и развить способности поддержать разговор с людьми, занятыми на заводе. После прочтения моей подругой «оды» станкам преподаватель по основам технологии машиностроения так расчувствовалась, что поставила «автоматы» тем, кто успел подставить свою зачетку. И я была в их числе! Психологические дисциплины давались мне в целом легко и с большим интересом. Если сейчас сравнить учебные планы, по которым обучаются студенты-психологи, то в таком объеме и разнообразии технических дисциплин у них нет. Психология как фундаментальная наука и прикладная отрасль знания заметно развивается и сейчас студенты имеют такое удовольствие знакомиться с опытом практической деятельности разных психологов. Безусловно, я завидую им в этом.

— Как Вы считаете, что можно было перенести из студенчества тех времен, когда Вы были студенткой, в нынешнюю студенческую жизнь?

— Первая пара у нас начиналась не с 8 часов утра, а с 8.30 и основная часть студентов училась именно с первой пары, что давало возможность для устройства на работу. Тогда у нас не было сотовых телефонов, и мы охотнее выполняли задания преподавателей, что-то обсуждая на занятиях. В какие-то моменты своей преподавательской деятельности, признаюсь, тоже хочется, чтобы внимание студентов было обращено к преподавателю, а не современному гаджету. Поэтому от нас требуется большая эмоциональность на занятиях, задействование гаджетов в целях образования.

— Какими были первые годы работы? Были ли рядом люди, на кого Вы равнялись, к чьим советам прислушивались?

— Начиная с четвертого курса, имея неполное высшее образование, я устроилась педагогом-психологом в вечернюю сменную общеобразовательную школу № 193, где обучались подростки с отклонением в поведении и особенностями в психическом развитии. В школах только появились первые ставки педагогов-психологов. Текущие профессиональные задачи помогало решать методическое объединение психологов нашего Орджоникидзевского района, а также поддержка моего научного руководителя, преподавателя РГППУ, доктора педагогических наук Бориса Николаевича Алмазова. Помимо этого, приходилось самостоятельно знакомиться с литературой, опытом немногочисленных коллег.

— А какие советы будущим специалистам дали бы Вы, как наставник? Что самое важное для педагога?

— Нужно постоянно осваивать новые знания, знакомиться с опытом применения современных практик, делиться своим опытом со специалистами. Самое важное для педагога — это проявление интереса к собеседникам, уважительное к ним отношение, умение оказывать поддержку.

— Есть ли у Вас профессиональные хитрости в том, как заинтересовать студентов?

— Сейчас, принимая участие в разных грантовых проектах, я привлекаю студентов к проведению занятий с детьми и подростками (мастер-классы, тренинги, профориентационные мероприятия и др.) в различных организациях. Это позволяет студентам на практике увидеть учеников с особенностями в развитии и поведении, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, установить контакт с ними. После этого на занятиях в университете мы обсуждаем те вопросы, которые являются актуальными для дальнейшей работы с обучающимися. За время преподавания я поняла, что если преподносить информацию студентам от своего сердца, эмоционально, «от души», то слушателям становится интересно. Студенты готовы получать новые знания и умения, чему я рада.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»