Мухлынина Ольга Викторовна

доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования

кандидат психологических наук

Интервью

— Ольга Викторовна, расскажите о том, как прошло детство. Были ли в Вашей семье педагоги или психологи?

— Родители были очень мудрыми воспитателями, хотя по профессии не имели никакого отношения к педагогике и психологии. Они на бытовом уровне чувствовали, когда хвалить, когда ругать и могли объяснить, что хорошо, а что плохо. Мое детство было счастливым. Родители работали, а я много времени проводила с бабушкой. По выходным и праздникам всегда в доме пахло пирогами. В гости к нам часто приходили родственники, за семейным столом звучало множество интересных рассказов. Только сейчас понимаешь, что все это надо было записывать, собирать, ведь мой папа, приписав себе год, в 17 лет ушел на фронт, а мама и бабушка пережили трудные военные годы. Интернета в наше время не было, иногда по вечерам мы читали книги вслух. Мы жили рядом с горным институтом, напротив стадиона «Юность», и мы с друзьями много времени проводили в музее института. Поэтому в детстве я, признаюсь, хотела стать геологом.

— Где Вы обучались? Каким тогда было студенчество? Что больше всего запомнилось?

— Я окончила Свердловский педагогический институт. Студенческие годы всегда интересны, это особое время — ты узнаешь много нового и начинаешь идентифицировать себя с профессиональным сообществом. Студенчество — это особый и яркий период в жизни человека, во все времена. Период, когда человек учится и ищет себя, свое место в профессии и в жизни.  Студенты в 80-е были заинтересованы в обучении, а конкурсы были во всех вузах. В отличие от современных студентов мы ходили в библиотеки и писали огромные конспекты, но и без шпаргалок, конечно, не обходилось (смеется). Бывало, и в кино с лекций сбегали, но редко, ведь за прогулы отчисляли. В те времена работающих студентов было меньше, чем сейчас. Я заканчивала географо-биологический факультет, и с того времени очень ярко запомнились практики.  Леса, горы, палатки, комары — романтика! Конечно, не забыть и комплексную практику, которую проходили в Эстонии. Мы посещали предприятия в Талине и Тарту, ездили и описывали природные ландшафты Эстонии.

— Расскажите о своем профессиональном пути. Почему Вы выбрали РГППУ?

— Мой профессиональный путь начинался в педагогическом институте. Не поступив в медицинский институт, я пошла работать в лабораторию «Психофизиологии труда». Это было первое знакомство с наукой. Видимо не случайно я через много лет стала преподавателем психологии. Поступив в институт, я продолжала сотрудничать с лабораторией и ее руководителем И.К. Устюговой. На базе лаборатории писала курсовые работы, проходила практику. По окончании института уехала по распределению в с. Мезенское. В те времена мы все после института должны были отработать три года по распределению. Это был новый опыт и жизненный, и профессиональный, особенно для меня — жительницы мегаполиса. Нужно было находить подходы к обучающимся, к коллегам и приспосабливаться к бытовым условиям. После этого я три года проработала в школе № 5 г. Екатеринбурга. А затем снова оказалась в педагогическом институте. Проработал год заведующей кабинетом на кафедре психологии, побывала на курсах практической психологии, которые вела лаборатория И.В. Дубровниной и дальше пошла по пути психологии. Была ассистентом на кафедре, затем стала старшим преподавателем, доцентом. Под руководством В.П. Прядеина защитила диссертацию на тему «Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста». В РГППУ меня пригласил Э.Ф. Зеер, который был моим оппонентом на защите диссертации. Приглашение Эвальда Фридриховича для меня было неожиданным и очень важным. Никто не откажется от возможности поработать с таким ученым!

— «К каждому студенту нужен индивидуальный подход». А Вы согласны с таким мнением? Как развить у студентов тягу к знаниям?

— К каждому человеку нужен индивидуальный подход. По моему мнению, тягу к знаниям можно развить через интерес, применение активных и интерактивных методов обучения, но главное — педагог должен хотеть поделиться своими знаниями. Не навязать свою точку зрения, а именно поделиться опытом. Необходимо повышать мотивацию к обучению. Студент должен понимать, для чего ему изучать ту или иную дисциплину, где в жизни и профессии она может пригодиться.

— Как Вы считаете, нужно ли наставничество в современном мире? Что оно дает студентам? А преподавателям?

— Наставничество нужно, но оно не должно быть формальным. Любой период адаптации для человека сложен. Наставник может помочь каждому студенту наиболее полно раскрыть свой потенциал, познакомить с традициями организации, поделиться опытом, знаниями. Наставник может помочь студенту выстроить свою профессиональную и личностную траекторию развития. В то же время при взаимодействии со студентами преподаватель и сам развивает свой профессионализм.  

— Над какими проектами и программами Вы сейчас работаете (если такие есть в разработке)?

— Я сотрудничаю с Институтом развития профессионального образования, являюсь участником проекта «Профессионалитет». Еще одно направление, над которым сейчас работаю, это программы профориентационной помощи обучающимся. Совместно с областным центром развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений мы разработали программу повышения квалификации для педагогов. 

— Каким должен быть настоящий педагог? Что бы Вы могли, с высоты своего опыта, пожелать студентам и будущим специалистам?

— Думаю, что педагог не должен стоять на одном месте, необходимо постоянное развитие профессиональных и личностных качеств (творчество, применение новых технологий, коммуникабельность и т.д.). Отмечу, что результаты деятельности педагога отсрочены. Мы обучаем и воспитываем сейчас, а результаты увидим только через несколько лет. Мне хотелось бы пожелать сегодняшним студентам успеха в освоении профессиональных компетенций, интереса к профессии, а также личностного развития. Помните, что обучающиеся ждут вас — целеустремленных, неординарных, талантливых педагогов!

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»