— Николай Кузьмич, когда в Вас зародился интерес к педагогике? Пошли по стопам родителей или, скорее, по зову сердца?
— Я пошел в педагогику, скорее, по зову жизни. После окончания в 1977 году филологического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького я работал директором в средней школе, а затем связал свою жизнь с СИПИ-РГППУ.
— Расскажите о том, как выстраивался Ваш профессиональный путь. Были ли наставники, с которых Вы брали пример?
— Моими наставниками были Михаил Лейбович Вайнштейн, заслуженный учитель профтехобразования РСФСР, член-корреспондент Академии професионального образования; Владимир Ильич Загвязинский, доктор педагогических наук, профессор; Эвальд Фридрихович Зеер, Ппрофессор кафедры психологии образования и профессионального развития РГППУ, доктор психологических наук; Мирза Исмаилович Махмутов, академик РАО, Евгений Викторович Ткаченко, профессор, доктор химических наук и др.
— Каким, на Ваш взгляд, должен быть настоящий педагог?
— По возможности, таким, как те, кого я перечислил выше: влюбленным в свое дело, профессионалом, всегда развивающимся.
— Как Вам удается заинтересовать студентов на лекциях?
— К сожалению, не всех студентов можно увлечь преподаваемыми дисциплинами. Но в основном я стараюсь заинтересовать их своим примером: если студент видит, что преподавателю влюблен в свое дело, он подсознательно начнет тянуться к знаниям.
— Как Вы считаете, наставничество — это пережиток прошлого или полезный способ коммуникации?
— На мой взгляд, наставничество — это отличный способ поддержать молодежь, только делающую первые шаги в профессии. Наставничество было и будет всегда.
— Вы автор множества научных работ. В чем секрет такой неиссякаемой энергии? Где Вы черпаете идеи для своих научных исследований?
— Идеи я черпаю, прежде всего, из многогранной человеческой деятельности и знания о ней.
— А что в планах в настоящее время?
— Работать над научными статьями и монографиями.
— С высоты своего опыта: какой совет Вы бы могли дать студентам и вчерашним выпускникам, только делающим первые шаги в педагогике?
— Наблюдать, думать, дерзать, никогда не стоять на месте. В общем, «ищите и обрящете»!