Ольховская Елена Борисовна

Доцент кафедры спортивных дисциплин Института физической культуры, спорта и здоровья

Кандидат педагогических наук

Интервью

— Елена Борисовна, расскажите, как в Вас зародилась любовь к спорту? А к педагогике?

— В спорт я попала как большинство детей в СССР — на урок физкультуры в 1 классе пришел тренер по настольному теннису и пригласил всех желающих заниматься. Место проведения занятий оказалось очень удобным — новый Дворец спорта располагался через дорогу от моего дома. Я и пошла посмотреть, что за спорт такой — настольный теннис? Заниматься в спортивных секциях в то время было модно и необходимо для осознания себя полноценным членом школьного сообщества. Конечно, любовь к спорту вообще и к настольному теннису в частности привила тренер — Валентина Васильевна Злобина, заслуженный тренер России и чемпионка Европы. В целом, профессионально настольным теннисом я занималась 20 лет, получила звание «Мастер спорта СССР», была чемпионкой страны среди юниоров. Спорт определил и всю мою дальнейшую профессиональную жизнь. Увлечение педагогикой же зародилось во время учебы в университете, а любовь к ней сформировалась благодаря таким педагогам, как Валентина Сергеевна Безрукова и Светлана Ивановна Иванова — преподаватели кафедры педагогики Свердловского профессионально-педагогического института.

— Какой вуз Вы выбрали в качестве альма-матер? Были ли во время обучения наставники?

— Вуз я не выбирала. Я выступала на соревнованиях за спортивное общество «Трудовые резервы», спортсмены данного общества в то время после школы поступали в Свердловский инженерно-педагогический институт — СИПИ (сейчас РГППУ). И я тоже поступила в этот вуз, на кафедру робототехники. Если честно, учиться было некогда — сплошные соревнования и спортивные сборы. Но вуз я закончила с красным дипломом. Моим наставником весь период обучения был Юрий Васильевич Мазырин — на тот момент заведующий кафедрой физического воспитания. Он научил воспринимать физкультурно-спортивную деятельность студентов как обязательный компонент профессиональной подготовки студентов — будущих педагогов. Своей педагогической деятельностью он показывал, что студент — полноправный участник образовательного процесса, замотивировать его на достижение лучших результатов — обязанность педагога. Именно Юрий Васильевич предложил мне после окончания вуза по распределению устроиться в качестве молодого специалиста на кафедру физического воспитания. Так уже почти 34 года моя профессиональная деятельность связана с нашим университетом.

— На Ваш взгляд, актуальна ли тема наставничества в современных реалиях? Нужна ли подобная практика?

— На мой взгляд, наставник — это во все времена важнейший человек в профессиональном становлении молодых специалистов. Наставнику мало быть профессионалом в той или иной сфере деятельности, он должен обучить своему мастерству своих подопечных, т.е. должен быть педагогом, а зачастую педагогом-психологом. Именно благодаря наставникам станет возможным сократить срок адаптации выпускников вузов к условиям профессиональной среды, избежать профессиональных кризисов у молодых специалистов. Наставничество поможет оптимизировать дефицит профессиональных кадров, который наблюдается сегодня в нашей стране.

— Расскажите, пожалуйста, о своей профессиональной карьере.

— Начинала я ассистентом на кафедре физического воспитания по распределения после окончания СИПИ (РГППУ) в 1990 году. Длительное время параллельно с кафедрой физического воспитания я работала в спортивном клубе университета тренером по настольному теннису. Студенты-теннисисты нашего университета многократно становились победителями и призерами Универсиады Свердловской области. В 2006 году я защитила кандидатскую диссертацию. Моим научным руководителем был профессор Александр Семенович Розенфельд — мой наставник в научно-исследовательской деятельности. С 2009 года я руковожу научно-исследовательской работой кафедры спортивных дисциплин. Результаты научных исследований обобщены и представлены в четырех монографиях. Мной разработано шесть учебно-методических пособий, три из которых рекомендованы к использованию Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений России по профессионально-педагогическому образованию (УМО ППО). Мое учебно-методическое пособие «Формирование коммуникативной компетенции студентов в физкультурно-спортивной деятельности» стало лауреатом конкурса, объявленного Британской академией образования (UKA Academy of Education), на лучшую научную книгу 2012 года среди профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений России и СНГ. 

— Что для Вас самое главное в работе со студентами? Как Вам удается заинтересовать обучающихся?

— Сформировать устойчивую мотивацию к систематическим занятиям физическими упражнениями на всю жизнь — это главная задача преподавателя. Сегодня основная причина многих хронических заболеваний — малоподвижный образ жизни. На мой взгляд, в преподавании физической культуры очень важна позиция преподавателя. Студенты академической группы должны ощущать себя одной командой, идущей к поставленной цели. Преподаватель для студентов должен быть частью этой команды, помогающей решать поставленную задачу, а не судьей, выставляющим баллы и оценки.

— Вы участвовали в разработке многих образовательных программ. А над чем трудитесь сейчас, что в планах?

— Сегодня актуальной стала проблема организации занятий физической культурой для студентов с ограничениями в здоровье, с различными хроническими заболеваниями. Таким студентам необходимы специальные программы, индивидуальные методики реализации физической нагрузки. Научно-обоснованное использование средств физической культуры оптимизирует здоровье таких студентов. Мне интересно данное направление, и я планирую попробовать разработать методики занятий для детей с ОВЗ.

— С высоты своего многолетнего опыта что бы Вы хотели пожелать студентам и молодым специалистам?

— Главное — быть здоровыми, верить в себя, ничего не бояться, ставить перед собой самые амбициозные профессиональные цели!

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»