Осипова ирина Васильевна

Кандидат педагогических наук; PhD доктор педагогических наук

Профессор кафедры документоведения, права, истории и русского языка Института гуманитарного и социально-экономического образования

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Интервью

«За наставничеством — будущее»

— Бытует мнение, что машиностроение и металлургия — исключительно мужские сферы деятельности. Так ли это, на Ваш взгляд? И почему Вы решили связать свою жизнь именно с этими направлениями?

— В области металлургии и машиностроения есть достаточное количество «женских» специальностей: например, контролер ОТК. В 1979 году РГППУ только открылся, и я поспешила попасть в первый поток студентов: так хотелось стать инженером-педагогом, чтобы обучать молодежь рабочим профессиям. Признаюсь, вначале планировала поступать в другой вуз на химико-технологический факультет, но моя тетя меня отговорила: сказала, что придется работать с вредными веществами. Вместо этого посоветовала поступать в РГППУ, так как потребность в подготовке рабочих кадров существует всегда. К слову, я была не единственной девушкой в группе: много студенток пришли в вуз после техникумов и училищ. Мужчины же, напротив, уже имели опыт работы на производстве: трудились мастерами смены, бригадирами.

— Расскажите о своем профессиональном пути. С какими сложностями при освоении тех или иных дисциплин Вы столкнулись? За что вы любите свое дело?

— Говорят, что судьба спускается свыше. Мне повезло: я попала на кафедру технологии машиностроения к В.В. Блюхеру, он тогда был еще и ректором. На кафедре трудились замечательные педагоги, они отдавали душу профессии: вместе с нами осваивали новое, например, методику преподавания машиностроительных дисциплин. По окончании университета мне предложили остаться на кафедре, но я стремилась преподавать и пошла работать в училище № 42. Проработала я там немного: не имея специального образования геолога и не владея технологией камнеобработки, было тяжело. Так я вернулась в университет на должность старшего методиста деканата заочной формы обучения (смеется). После этого перешла на кафедру технологии машиностроения старшим преподавателем, затем защитила кандидатскую диссертацию и меня пригласили в учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию (УМО). После защиты международной докторской диссертации и создания федеральных учебно-методических объединений я перешла на должность профессора на кафедру ДПО. Признаюсь, не всегда было легко: в свое время перед УМО стояли очень сложные задачи: мы разрабатывали федеральные образовательные стандарты, принимали участие в разработке профессиональнальных стандартов. Слава богу, нашлись люди, которые меня поддержали и уговорили тогда не бросать карьеру. Я люблю свою работу за то, что она связана с молодежью. С ней я иду вперед и расту, потому что студенты мотивируют постигать все новые и новые вершины в науке.

— Путь педагога подчас тернист и сложен. Какие бы советы дали начинающим педагогам, тем, кто только начал свою карьеру?

— Я бы сказала: ничего не бойтесь, постигайте новое, это закаляет и делает вас еще более компетентнее и образованнее. Учитесь общаться с людьми, преодолевать трудности, потому что педагогическая деятельность — сложная и многофункциональная, она требует много энергии. Любите своих учеников: без любви к молодежи педагогическая деятельность просто невозможна. Нужно уметь быть с ребятами на одной волне, невзирая на разницу в возрасте.

— Ваш многолетний опыт приносит пользу как студентам, так и другим педагогам. Подскажите, как именно Вам удается зажечь искру интереса к профессии у студентов? Есть ли какие-то профессиональные «хитрости»?

— Для того чтобы заинтересовать ребят, нужно уметь показать свой профессионализм и искренне любить свое дело. Молодежь — это индикатор, который видит и чувствует наигранность, если она есть. Нужно быть искренним — и тогда ребята потянутся за преподавателем. Помимо этого, важно в каждом из студентов видеть личность и разрабатывать индивидуальные подходы. В период пандемии обучение проходило в дистанционном формате, и студенты недавно признались, что никакое онлайн-обучение не заменит живого общения с преподавателем. Я придерживаюсь того же мнения: для меня важно не просто провести лекцию, а видеть понимание и интерес в глазах ребят.

— Профессионально-педагогическое образование: в чем его уникальность? Чем оно отличается от стандартного педагогического?

— Профессионально-педагогическое образование уникально: это образование, которое сочетает в себе и отраслевую, и психолого-педагогическую подготовку. Мы обучаем студентов профессии, готовим кадры для экономики страны. Этот вид образования формирует у студентов совсем другой вид мышления, так как в образовательные программы ППО интегрируются и отраслевые, и психолого-педагогические знания.

— Профессионально-педагогическое образование вмещает в себя важный компонент наставничества. Так ли актуально наставничество для современного педагогического сообщества? Как РГППУ реализует систему наставничества среди опытных педагогов и студентов?

— За наставничеством — будущее. Это направление востребовано, такие люди необходимы, особенно в начале профессиональной деятельности. Моделей наставничества множество, и они всегда трансформируются под веяния времени. В РГППУ оно реализуется по-разному: например, когда студенты готовятся к демоэкзаменам, чемпионатам Worldskills, проходят различные виды практик , готовят научно-практические работы или собираются заняться волонтерством, к ним прикрепляются наставники.

— Становление любого профессионала, в свою очередь, невозможно без опытных наставников. Есть ли у Вас такие люди? На чьи идеи Вы опираетесь в своих многочисленных исследованиях?

— Первым моим наставником был завкафедры В.В. Блюхер. Студентов тогда было не очень много, и он успевал уделить внимание каждому из нас, обучал нас азам профессии. Были и другие: Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров, Г.М. Романцев. Весь свой профессиональный путь я прошла плечом к плечу с наставниками, и поэтому войти в профессию мне было легче. Геннадий Михайлович, к слову, дал мне лучший совет, которому я следую по сей день: нужно уметь работать с разными людьми.

— Ирина Васильевна, Вы много лет исследуете и развиваете инновационные технологий развития творческого стиля студентов. Выходит, творческий стиль преподавания может быть присущ не только педагогам «творческих» направлений, но и педагогам инженерных специальностей?

— Сама профессия педагога уже подразумевает творчество, мы все время что-то создаем и преобразуем: например, учебные программы или частные методики преподавания своей дисциплины.

— У каждого педагога есть предмет особенной гордости: уникальный проект, программа, научная разработка. Каким «детищем» Вы гордитесь больше всего?

— Я участвовала в создании инновационных образовательных проектов различной тематики в области методологии профессионально-педагогического образования, которые затем транслировались во множестве вузов РФ. В рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта начального профессионального образования я принимала участие в разработке профессионально ориентированный подход к обучению профессии. Также я горжусь тем, что участвовала в разработке трех поколений федеральных государственных образовательных стандартов: по ним работают все вузы России, реализующие подготовку по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)».

— «Обладать знанием — просто, гораздо сложнее уметь правильно его передать ученикам». Каким, на Ваш взгляд, должен быть настоящий педагог?

— Не каждый может стать педагогом. Педагог — это человек, у которого всегда должны гореть глаза, он должен уметь с достоинством принимать все реформы, которые происходят в обществе. Не должен стоять на месте, должен развиваться: только так можно избежать профессионального выгорания.

— «Нет тех вершин, что взять нельзя» — это строчка Владимира Высоцкого как никакая другая точно описывает Ваш профессиональный путь. Какие вершины — впереди? Какие проекты сейчас находятся в разработке?

— Я черпаю идеи из научных трудов, большим подспорьем в получении опыта являются и научные конференции, симпозиумы. А иногда и студенты помогают открывать новые методики преподавания: в дальнейшем они расширяют их и применяют уже в своей педагогической деятельности. Сейчас я работаю с МГПУ: разрабатываю макет нового федерального государственного образовательного стандарта.

— Ирина Васильевна, Вы обладаете многолетним опытом. Если бы у Вас была такая возможность, какой наказ бы Вы дали себе, только начинающей профессиональный путь?

— Признаюсь, я бы дала себе совет быть в некоторых моментах пожестче, попринципиальнее, не робеть, не стесняться покорять новые вершины. А еще бы, наверное, посоветовала по-другому относиться к некоторым людям, даже к тем, кто вызывает антипатию: в жизни нам приходится общаться со множеством людей, нужно уметь их понимать и принимать.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»