— Галина Николаевна, бытует мнение, что машиностроение — типично «мужская» сфера. Почему Вы выбрали именно эту сферу?
— Во времена моей молодости профессия инженера, конструктора, технолога на заводе была очень престижна. Мой папа работал механиком модельного цеха Уралмашзавода. В детстве он не раз водил меня на предприятие и всегда говорил, что работа на Уралмашзаводе — это счастье.
— Расскажите об основных вехах становления Вас как профессионала: где Вы учились? Как строилась Ваша карьера?
— В 16 лет я закончила школу с серебряной медалью. Затем, без помощи репетиторов и родителей, поступила на механический факультет УПИ им. С.М. Кирова. Любимыми предметами были математика и физика. Первые 1,5 года я училась и работала токарем на Турбомоторном заводе. По окончании УПИ получила направление на работу в НИИ Тяжмаш Уралмашзавода в отдел прокатного оборудования и с этого времени началась моя настоящая трудовая жизнь. Через три года я поступила в заочную аспирантуру при головном институте ВНИИМЕТМАШ (г. Москва), перешла на работу в научно-исследовательскую лабораторию завода. Основным моим направлением стала разработка методики расчета энергосиловых параметров дрессировочных станов. Отмечу, что мои научные исследования сопровождались регулярными исследованиями на реальных станах, изготовленных на Уралмашзаводе. После того, как разработанная методика была апробирована и подтверждена в СССР и в других стран, я успешно защитила диссертационную работу в Совете ВНИИМЕТМАШа в 1972 году. К этому времени число публикаций в соавторстве уже составляло более 100, в том числе — 20 отчетов по НИР и 5 авторских свидетельств. В сотрудничестве с моим научным руководителем, профессором, доктором технических наук А.В. Третьяковым была опубликована книга «Расчет энергосиловых параметров дрессировочных станов», на которую до сих пор ссылаются представители предприятий и научных сотрудников. После этого я работала начальником лаборатории в отделе МНЛЗ, а затем — в лаборатории надежности завода. В 2002 году перешла на преподавательскую деятельность в РГППУ, стала доцентом, и начала преподавать технические дисциплины «Оборудование отрасли», «Основы машиностроения», «Технический контроль», «Технологии и оборудование машиностроения», «Метрология» и т.д. Помимо этого я являюсь руководителем ВКР бакалавров и магистрантов.
— Были ли у Вас наставники? Чему ценному они Вас научили?
— Конечно, наставники были. Сотрудники завода учили пониманию, изучению технических возможностей оборудования, например, тому, что чертеж и конструкция в металле — это разные вещи. А еще тому, что мелочей в работе нет: нужно уметь отвечать за свои ошибки и уметь их исправлять. В институте же мне пришлось учиться умению рассказывать студентам так, чтобы им было понятно. Я считаю, что в каждом человеке нужно искать разумное и учиться у него тому, чего нет у тебя. Важно уважать людей и быть сдержанным в общении.
— А Вы сами были наставником для студентов и молодых специалистов? Что наставничество дает молодежи? А Вам?
— Мне наставничество дает большую радость в общении, чувство нужности. А студенты пусть скажут сами (смеется).
— Вы много лет посвятили педагогике и машиностроению. За что Вы любите свою профессию?
— В жизни 98 процентов составляет то, что человек должен делать. Но оставшиеся 2 процента — то, чем человек хочет заниматься, — самые важные.
— Каким, на Ваш взгляд должен быть настоящий педагог?
— Он должен обладать терпением, любить получать знания, да и вообще — любить жизнь!
— С высоты своего опыта: какие советы Вы бы дали обучающимся, только вступившим на путь изучения такого серьезного направления как машиностроение?
— Скажу словами И.А. Бунина: «Все ритм и бег. Бесцельное стремленье! Но страшен миг, когда стремленья нет!».