— Большой путь начинается с первого шага. Борис Николаевич, расскажите, как к Вам пришел интерес к техническим наукам?
— Прежде, чем начать отвечать на вопрос, хочу отметить, что в мои школьные годы такой профориентационной работы, как сегодня, никто не проводил. Конкурс во все вузы был весьма большой и проводить агитацию старшеклассников необходимости не было. В то же время каждый школьник по своему желанию, начиная с 9 класса, мог выбрать школу и профильный класс, где можно было приобрести определенные знания и умения по конкретной рабочей профессии. В моей семье гуманитариев не было и все либо осваивали, либо получили инженерное образование. Отец был военным, окончил Военно-транспортную академию и, будучи инженером-полковником, возглавлял автотранспортный отдел в штабе Уральского военного округа. Мать работала инженером-экономистом в отраслевом институте «Уралгипрошахт», а брат учился в УПИ им. С.М. Кирова на механическом факультете. Все это, безусловно, формировало мои представления о будущей профессии, которая должна была иметь инженерно-техническую направленность. Поэтому после 8-го класса я перевелся в 110-ю школу, в которой был организован профильный автотехнический класс, где я после окончания 11 класса получил, помимо аттестата, еще и свидетельство слесаря-авторемонтника 2 разряда. Конечно, в школе технические науки не преподавали, но 110-я школа была известна в Свердловске своими преподавателями по естественно-научным дисциплинам. В них меня интересовали и привлекали знания, в первую очередь, по таким предметам, как математика, физика и химия, по которым я приобрел вполне значимые результаты, которых оказалось достаточно для уверенного поступления в институт по результатам вступительных экзаменов и в условиях конкурсного отбора.
— Какой вуз Вы выбрали в качестве альма-матер? Были ли во время обучения наставники? Чему самому ценному они Вас обучили?
— Проблема выбора вуза передо мной не стояла. Я совершенно однозначно решил, что буду поступать в УПИ им. С.М. Кирова. Проблема была в другом — какой факультет и какую кафедру выбрать с точки зрения своей будущей профессии? Для меня предпочтительными были 2 факультета — механический и металлургический. Когда я ознакомился с образовательными программами этих факультетов, то обратил внимание на интересный набор технических дисциплин в программе «Металловедение, термическая обработка и проектирование термических цехов» кафедры «Термическая обработка и физика металлов» металлургического факультета, куда я и поступил. Когда я приступил к учебе и, особенно на старших курсах, я для себя осознал правильность своего выбора и по прошествии многих лет после окончания ни разу не пожалел и не усомнился. Как таковых наставников в наше время не было, как не было и кураторства в явной форме, т.е. студенты сами определялись в своих желаниях и намерениях. Меня привлекала исследовательская деятельность по изучению структуры и свойств металлических материалов с использованием современных металлографических и металлофизических методов, что я и реализовал в рамках студенческого научного общества. В структуре кафедры была в свое время создана заведующим профессором И.Н. Богачевым хорошо оснащенная Проблемная лаборатория металловедения (ПЛМ), где я и получил первичные навыки опытно-экспериментальной научной деятельности. Меня приняли в группу, где изучали процессы взаимодействия поверхности металлических материалов со средами различной агрессивности, в том числе и скоростными, а также способы поверхностного упрочнения и защиты с использованием защитных и функциональных покрытий. Сотрудники группы были либо уже со степенями, либо работали над собственными диссертационными исследованиями, наставниками в явном виде они не являлись, но я учился у них технике эксперимента, аналитическому инженерному мышлению и выбору объекта исследования. Все это позволило мне подготовить и успешно защитить исследовательскую дипломную работу по тематике группы и стало основным научным направлением всей моей последующей профессиональной деятельности. Следует добавить, что наибольшее влияние на становление меня, как ученого, оказал научный руководитель, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии, профессор, доктор технических наук Иван Николаевич Богачев.
— Расскажите о своей профессиональной карьере.
— После окончания института в 1969 году я получил приглашения и был зачислен в штат ПЛМ на должность младшего научного сотрудника. Имея определенный научный задел, я поступил в очную аспирантуру и под руководством профессора И.Н. Богачева в срок защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидат технических наук с 1975 году. В это время в Свердловске решением правительства СССР был создан отраслевой научно-исследовательский институт тяжелого машиностроения ЦНИИТтяжмаш (в последствии ЦНИИМ), куда я получил приглашение на работу на должность старшего научного сотрудника. В ЦНИИМ я последовательно с 1978 по 1993 год занимал должности старшего научного сотрудника, заведующего лабораторией, заведующего отделом. По результатам своих исследований в 1988 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук и в 1990 году решением ВАК мне было присуждено ученое звание профессора. В девяностые годы отраслевые научно-исследовательские институты были упразднены, и я в 1993 году перешел на работу в СИПИ (теперь РГППУ) сначала на должность профессора, а с 1991 года был избран на должность заведующего кафедрой, где я и тружусь по настоящее время. Хочу заметить, что с течением времени мои научные интересы значительно расширились и, помимо разработки технологий поверхностного упрочнения и защиты деталей машин и инструмента, я стал заниматься проблемами металлофизической поддержки исследований в области технологий непрерывного литья и деформации сталей и сплавов, а также плазменной обработки с целью раскроя и упрочнения металлов и сплавов различного класса и назначения. С приходом в наш университет я уделил большое внимание работам в области профессиональной инженерной педагогики с целью повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения (по отраслям).
— Вы сами выступали в роли наставника для студентов или молодых специалистов. Что самое главное в работе со студентами?
— Меня вряд ли можно считать наставником в том виде, как его определяет педагогическая практика. Я полагаю, что функции наставника в большей степени определяет деятельность куратора или тьютера. Как заведующему кафедрой мне приходится по мере необходимости заниматься воспитательной работой, а как преподаватель я передаю знания и профессиональный опыт в потоке всем студентам сразу в процессе лекционной деятельности или практики в аудитории. Я в большей степени считаю себя научным руководителем, когда работаю со своими аспирантами или докторантами. В этом случае идет прямой контакт с конкретным соискателем довольно длительное время — от 3 до 5 лет в зависимости от искомой степени, в течение которого происходит становление соискателя, как ученого, сопровождается написанием диссертации и последующей ее защиты в ученом совете, где и устанавливается достигнутая квалификация. Конечно, научное руководство в какой-то мере отражает функции наставника, но все же в этой деятельности акцент смещен в большей степени на передачу знаний, умений и опыта научной деятельности в соответствии с паспортом научной специальности и формировании профессиональной коммуникации при обсуждении экспериментальных результатов. И здесь особое значение приобретает овладение, при поддержке руководителя, диссертантом необходимым и достаточным понятийным аппаратом исследования, который позволяет грамотно спланировать и структурировать научную работу. При работе со студентами я считаю весьма важным сохранять рациональную принципиальность и надлежащую требовательность при оценке их учебных достижений. Все это позволяет правильно строить взаимоотношения со студентами, уважать их мнения и интересы и активно влиять на развитие внутренней мотивации к учебно-познавательной деятельности.
— За инженерным направлением будущее. Какие программы пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов? Планируете ли создание новых образовательных программ?
— Действительно, проблема подготовки инженерных кадров является одной из ключевых задач российской экономики и образования последних лет. Отмечается, что необходимо повышать престиж профессии ученого и инженера. С этой целью ближайший период в России объявлен десятилетием науки и технологий, в рамках которого запланировано и реализуется большое количество разнообразных программ со значительным объемом финансовой поддержки со стороны государства. В тренде этих заявлений на кафедре разработаны и реализуются несколько программ подготовки бакалавров, спроектированных на принципах модульности и транспрофессиональности. На очном отделении ведем прием абитуриентов по двум программам: «Высокие технологии в сварке и плазменной обработке материалов» и «Инжиниринг обеспечения качества в машиностроении и металлургии». Обе программы ориентированы на инновационные достижения в научно-технической и инженерно-педагогической сферах и в условиях конвергенции естественно-научного, технического и гуманитарного знания. Мы считаем, что программы весьма современны, по содержанию находятся среди приоритетов образовательной политики в высшей школе и обеспечивают непрерывность инженерной и инженерно-педагогической подготовки. В то же время хочу отметить, что общая тенденция отношения в обществе к инженерной подготовке влияет на интерес и популярность этих программ среди абитуриентов, особенно в последние годы. По результатам приема мы набираем группы, но это сопряжено с определенными организационными трудностями. Особой разницы по популярности между указанными программами я не наблюдаю и надеюсь на скорейшее осознание важности и перспективности инженерной подготовки в нашем обществе. Во всяком случае предпосылки для этого есть и определенные положительные сдвиги в сознании мы наблюдаем. Недавно, год-два назад, в содружестве с кафедрой МЕН нашего института мы разработали и внедрили новую образовательную программу «Высокоэнергетические процессы и технологии в машиностроении и материалообработке», которая с успехом проходит апробацию на заочном отделении. В планах — провести реструктуризацию и обновление действующих программ бакалавриата и магистратуры.
— Если говорить о научных работах, где Вы черпаете интересные идеи? Какие разработки в планах?
— Хорошие идеи из воздуха не появляются. Это серьезная и кропотливая аналитическая работа с информацией и оценка перспективных предложений и запросов заинтересованных представителей различных организаций. Особое место занимает изучение конкретных проблем, которые возникают в процессе проведения собственных исследований и экспериментов. В области инженерных наук ближайшие планы обозначены в заявках двух грантов, которые направлены в РНФ и предполагают расширение исследований в области плазменных и сварочных технологий. В рамках инженерно-педагогических исследований основное внимание предполагается сосредоточить на разработке содержания, моделей и новых форматов инженерно-педагогической подготовки при создании гибридных программ по направлению «Биоинженерия» и дополнительных программ последипломной подготовки экспертов-метрологов.