— Любовь Витальевна, расскажите, как в Вас зародилась любовь к педагогике?
— Я понимаю педагогику как искусство формирования личности, процесс обучения и воспитания. Это увлекательно: интересно и самому постоянно учиться, и учить других; видеть, как люди внутренне меняются, становятся серьезнее, разумнее, добрее, человечнее. Как и многие дошколята в детстве играла «в школу»; мама очень хотела, чтобы я стала учителем, хоть я из самой обычной рабочей семьи, ни у кого из родственников не было не то что высшего, но и среднего профессионального образования. Несмотря на то, что я училась хорошо, сразу после школы мне не хватило полбалла для поступления в институт, и в 17 лет начала работать в технологическом бюро одного из заводов, сначала копировщицей (множительной техники тогда не было, копировали чертежи тушью на кальку), а позднее — техником. Так что у меня 50 лет трудового стажа, чем и горжусь!
— Какой вуз Вы выбрали в качестве альма-матер? Были ли во время обучения наставники?
— Днем работала на заводе, вечером училась на подготовительных курсах в Свердловском юридическом институте. Затем я поступила на вечернее отделение филологического факультета Уральского госуниверситета имени Горького (позднее он присоединился к УрФУ). Учиться было трудно: с 8.00 до 17.00 — ответственная работа на заводе, потом четыре вечера в неделю плюс целый день в субботу — университет. Домой приезжала уже около 23.00. Но в юности все успеваешь: встречаться с друзьями, читать книги, ходить в театры. Я даже успела выйти замуж и родить сына! (смеется). Конечно, без помощи моих коллег по технологическому бюро окончить университет с «красным» дипломом было бы невозможно. Они были моими наставниками и по работе, и по жизни. Конечно, личность формируется в семье, но прежде всего — в коллективе единомышленников. На филфаке университета мне повезло с преподавателями. Нас учили и воспитывали профессоры В.М. Паверман (с шуточками и анекдотами в тему), А.К. Матвеев (строго и логично рассказывал про языкознание), В.П. Кругляшова (ездила с нами в летние фольклорные экспедиции), М.Э. Рут (до сих пор помню экзамен по латыни), Н.А. Купина (прививала нам культуру речи). Помимо этого, нам читали лекции писатели и поэты Борис Марьев, Николай Никонов, Леонид Быков. Огромное спасибо моему учителю литературы, директору школы Г.С. Фадеевой. Она на самом деле была педагогом-наставником, формировала нас как разносторонних личностей: будущие прокуроры, врачи, инженеры под угрозой двоек по литературе занимались в школьном театральном кружке. Окончив университет, почти три года я работала в родной школе учителем русского языка и литературы и пионервожатой, была председателем Совета молодых учителей района. Уже будучи руководителем одного из колледжей Екатеринбурга, я вновь поступила в вуз. Второе высшее образование получила в Уральском университете экономики и права. Там мне вновь здорово повезло с преподавателями-наставниками: М.И. Кукушкин, М.Я. Кириллова, Д.Н. Бахрах, А.И. Татаркин, В.Д. Шахов — легенды науки! В сложнейшие девяностые годы они учили нас не только профессионализму, но человечности, порядочности. М.Я. Кириллова и А.И. Татаркин побудили меня заняться еще и наукой. Так я защитила диссертацию.
— На Ваш взгляд, актуальна ли тема наставничества в современных реалиях? Нужна ли подобная практика?
— Думаю, что неравнодушные люди, окружающие нас в семье, трудовой деятельности, учебе, были, есть и будут. Молодому человеку в одиночку, без учителей жизни, наставников, крайне сложно выстраивать отношения с другими людьми, раскрывать свой потенциал, постоянно двигаться вперед и вверх. Студенты тянутся к тем преподавателям, кто не только знает и умеет подать свою дисциплину, но, прежде всего, к тем, кто интересен как личность, обладает харизмой, любит студентов, не равнодушен к ним. Таким преподавателям задают вопросы, советуются, иногда даже делятся сокровенным. Они и есть настоящие наставники.
— Как Вы связали свою жизнь с РГППУ?
— Я уже более 15 лет связана с РГППУ: работала в составе ГЭК у магистрантов в качестве представителя работодателя, несколько месяцев даже возглавляла представительство университета в Качканаре, а в 2020 году меня пригласили на постоянную работу преподавателем правовых дисциплин. Помимо этого, я стала организатором и координатором чемпионатов профессионального мастерства.
— Вы являетесь координатором движения профессионального мастерства в РГППУ. Расскажите о том, как оно зародилось?
— Движение профессионального мастерства зародилось еще при советском образовании. В школах, техникумах, вузах ежегодно проводись предметные олимпиады, конкурсы, выставки технического и художественного творчества обучающихся. В 2012 году Россия приняла стандарты подготовки профессиональных кадров международной организации «Ворлдскиллс», а Национальный проект «Образование» и федеральный проект «Молодые профессионалы» придали ускорение развитию движения. Помимо этого, РГППУ включился и в движение профессионального мастерства студентов с инвалидностью «Абилимпикс», и отмечу, что включился результативно. На сегодняшний день движение профессионального мастерства РГППУ реализуется в виде конкурсов, чемпионатов, олимпиад, защиты проектов на федеральном, межвузовском, региональном, внутривузовском уровнях. В какой бы форме они ни проводились, профессиональные конкурсы мотивируют наших студентов к постоянному самосовершенствованию, развитию и обучению, что способствует общему повышению уровня профессионализма в конкретной предметной области; способствует общению будущих и настоящих профессионалов, обмену опытом и передаче передовых практик; росту самоуважения каждого участника.
— Какие проекты реализуются в рамках движения профмастерства в нашем университете?
— Как уже отметила, проекты разные, остановлюсь лишь на одном из направлений. Мы с коллегами решили, что оптимальна такая форма развития профессионального мастерства, как Открытый вузовский чемпионат профмастерства «Молодые профессионалы». В нем принимают участие техникумы и колледжи Свердловской области, а также студенты вузов Екатеринбурга. Чемпионат проходит в течение учебного года в несколько этапов. Так, в декабре проводится «Технологический марафон. Начало», в феврале — «Гуманитарный марафон. Начало». В марте стартует «Педагогический марафон», его участники — студенты третьего курса образовательной программы «Профессиональное обучение (по отраслям)»; чемпионат «Документы в цифровом мире» для юристов и документоведов колледжей и вузов области. В апреле будет организован «Инженерный марафон», в нем участвуют студенты 3-4 курсов инженерных образовательных программ, а в мае пройдет межвузовский чемпионат ИТ-проектов «Программные решения». Отмечу, что каждому этапу предшествует огромная подготовительная работа и организаторов, и студентов.
— Что для Вас самое главное в работе со студентами? Как Вам удается заинтересовать обучающихся?
— Мне думается, что не может и не должен работать со студентами человек, который не видит в них личностей, не уважает их со всеми «тараканами в их головах». Главное в работе со студентами — любить людей, всегда быть позитивно настроенным, доброжелательным и честным с ними. Мою основную дисциплину «Правоведение» я преподаю, пытаясь заинтересовать студентов ее прикладным характером. Мне не сложно это делать, поскольку в течение жизни, особенно будучи руководителем учреждения СПО, я приобрела массу практических правовых знаний и опыта; на занятиях со студентами мы разбираем реальные правовые ситуации, те, с которыми они в жизни обязательно встретятся. Конечно, ребят приходится уговаривать впервые принять участие в чемпионате. Нужно каждого держать за руку, объяснять, мотивировать, иногда применять «мягкое педагогическое принуждение», но зато на следующий год сложностей не возникает, потому что участники понимают, что они сильнее своих незнаний и неумений, они способны преодолеть собственную лень, они чувствуют сладкий вкус победы, прежде всего, победы над собой!
— С высоты своего многолетнего опыта что бы Вы хотели пожелать студентам и молодым специалистам?
— Не хотелось бы никого поучать, но мне думается, что главное — это позитивный настрой. Никто другой не придет и не сделает твою жизнь многоцветной, интересной, веселой и насыщенной кроме тебя самого! Сколько сегодня молодой человек вложит в себя впечатлений, знаний, умений, опыта, столько он в будущем и будет стоить. Вкладывайте в свое развитие, двигайтесь без остановок вперед и вверх! Вы все сможете!