Ульяшин Николай Иванович

доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии

кандидат технических наук

Интервью

— Большой путь начинается с первого шага. Николай Иванович, расскажите, как к Вам пришел интерес к техническим наукам?

— В школьные годы творческий процесс изобретения и изготовления различных необходимых вещей зарождался сам собой: для игры в хоккей самостоятельно изготавливались клюшки, из досок, что были под рукой, делали деревянные горки и бортики для хоккейных коробок, летом из подшипников мастерили самокаты. В школе обязательной дисциплиной были труды, и в мастерской кроме напильников и паяльников были различные металло- и деревообрабатывающие станки. После первичной слесарной подготовки мы на станках сверлили, фрезеровали, строгали и пилили. Из дерева изготовляли табуретки, школьные указки, небольшие лавки и столики под цветочные горшки. В мастерской не было только сварки. И когда мой старший брат поступил в институт на сварочную специальность и рассказывал, как там все ему интересно, я уже не сомневался в выборе инженерного направления.

— Какой вуз Вы выбрали в качестве альма-матер? Были ли во время обучения наставники? Чему самому ценному они Вас обучили?

— Поступал я в Красноярский политехнический институт на специальность «Технология и оборудование сварочного производства», а закончил Уральский политехнический институт им С.М. Кирова по этой же специальности. Когда я перевелся после окончания третьего курса на четвертый курс в УПИ, то сразу же подключился к кафедральному научному направлению — плазменному напылению износостойких покрытий. В конце пятого курса мой научный наставник направил меня от института в МВТУ им. Баумана на Всесоюзную студенческую конференцию, где я докладывал на кафедре сварки о полученных научных результатах. В итоге я занял третье место, первое и второе заняли студенты московских вузов. По окончании института мне выдали два диплома — обычного образца и почетный диплом СНТО УПИ, дающий преимущественное право поступления в аспирантуру.

— Расскажите о своей профессиональной карьере.

—  Поступив в аспирантуру, помимо непосредственно научно-лабораторных исследований мне пришлось много ездить в командировки по вопросам внедрения хоздоговорной тематики. Непосредственно на местах появлялись новые идеи решения проблем, которые легли в основу диссертационного исследования. Научный руководитель диссертации доктор технических наук, профессор В.Н. Бороненков обобщил ранее проделанную работу и сформулировал основную идею, положенную в основу диссертации. По окончании аспирантуры через некоторое время я устроился старшим мастером на МЗИК на третий участок цеха № 2. На этом участке работала бригада Героя соц. труда, почетного гражданина Свердловска Л.С. Дедюхина. Для меня, молодого специалиста, он был наставником во всем, что касалось выполнения производственных задач: он подсказывал в сложных ситуациях как рационально распределять производственную нагрузку и как добиться выполнения плана без дополнительных затрат. Проработав на МЗИКе чуть менее года, занимаясь только производственными задачами, мне не хватало времени на научную работу, в связи с этим я принял решение перейти на Турбомоторный завод им. К.И. Ворошилова на должность ведущего специалиста в лабораторию при отделе главного сварщика. После защиты диссертации в 1987 году я прошел по конкурсу на замещения вакантного места ассистента кафедры сварочного производства СИПИ (в настоящее время РГППУ), через год перешел на должность старшего преподавателя, а затем и доцента.

— А Вы сами выступали в роли наставника для студентов или молодых специалистов? Что самое главное в работе со студентами?       

— Да, одним из видов профессиональной деятельности педагога становится наставническая. В условиях организации производственного процесса в мастерских университета наставническая деятельность считается ведущей. Студенты в рамках преподаваемого мною курса знакомятся с современными высокими технологиями в области сварочного производства и им необходимо поэтапно разъяснять все стадии реального производства сварных металлоконструкций. Наставник может дать знания будущим педагогам профессионального обучения для работы в реальной производственной среде.

— Каким должен быть педагог, на которого студентам хочется равняться?

—  Педагог нового поколения должен стремиться к постоянному саморазвитию, самообразованию, а в работе со студентами — стремиться к научному обоснованию производственных процессов, в моем случае — в области сварочного производства.

— Если говорить о научных работах: где Вы черпаете интересные идеи? Какие разработки в планах?

— Интерес представляют научно-методологические исследования подготовки педагогов и мастеров производственного обучения. Особенности работы со студентами колледжа успешно интегрируются в мастерские профессионально-педагогического вуза. На данный момент этот феномен представляет наибольший методологический интерес. В дальнейшем планируется разработать дидактический инструментарий по формированию отраслевых навыков студентов вуза.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»