Журавлев Анатолий Юрьевич

доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий Института гуманитарного и социально-экономического образования.

заслуженный артист Российской Федерации.

Интервью

— Анатолий Юрьевич, расскажите о том, как прошло детство. Были ли в Вашей семье педагоги? А музыканты?

— В семье у меня не было ни педагогов, ни профессиональных музыкантов, но отец играл на трубе в самодеятельном оркестре. В то время на каждом предприятии был оркестр, и очень многие сотрудники этих предприятий вовлекались в самодеятельное музыкальное творчество. Первая моя встреча с оркестровым музицированием произошла тоже в школьном самодеятельном духовом оркестре. Я попробовал играть на нескольких духовых музыкальных инструментах, но больше всего меня увлекла труба. Так и определился мой дальнейший выбор инструмента и профессии. На следующий учебный год я поступил в престижную, в то время, музыкальную школу, бывшую военно-музыкальную школу, которая готовила кадры специально для военных духовых оркестров. Конкурс был серьезный, 5 человек на место, но мне удалось поступить с первой попытки именно в класс трубы. К этому времени я уже понимал, что путь в профессию займет много времени и потребует много сил. Обучение профессии музыканта обычно занимает 17-20 лет, и это только в специальных учебных заведениях, кроме того не отменяется и общее образование. Цель поставлена: музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория.

— Расскажите о своем профессиональном пути. Какими были Ваши первые творческие и профессиональные шаги?

— Музыкальную школу я закончил в 1969 году и в этом же году поступил в Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского в класс трубы Е.П. Матюшина. Конкурс был 19 человек на 2 места. На втором курсе училища я впервые начал работать в профессиональном джазовом оркестре сначала под руководством В.И. Сандакова, а через год под руководством Н.С. Баранова. Работа в таком оркестре расширяла диапазон дальнейшего профессионального применения и стимулировала к продуктивным занятиям, да и была просто увлекательной. В музыкальном училище я осваивал академическое направление в музыке, а в джазовом оркестре — эстрадно-джазовое, поэтому приходилось трудиться в два раза больше учебной программы. Так обучение и профессиональная исполнительская деятельность шли рядом: ансамбль песни и пляски Краснознаменного военного округа; консерватория; работа в Германии в качестве солиста и руководителя оркестра в концертном ансамбле; ансамбль песни и пляски железнодорожных войск России; оркестр штаба центрального военного округа; Уральский государственный оркестр джазовой музыка п/у Н. Баранова; оркестр Екатеринбургского государственного цирка. За время артистической деятельности на меня оказали большое влияние выдающиеся музыканты, с которыми мне посчастливилось выступать вместе на сцене: Георгий Гаранян, Анатолий Кролл, Олег Лунстрем, главный дирижер Лондонского духового оркестра Джефри Брандт, Николай Баранов, Александр Павлов, главный дирижер государственного оркестра Казахстана Канат Ахметов и многие другие. В 2007 г. Указом Президента России В.В. Путина мне было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России». С 2008 года параллельно с исполнительской деятельностью я стал заниматься музыкальной педагогикой сначала в качестве руководителя двух оркестров (духового и джаз-оркестра) в Свердловском областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже, а с 2009 г. еще организовал и возглавил оркестр «Fiesta Jazz Band» в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.

— За что вы любите свое дело?

— Свое дело я не считаю какой-то обязанностью или работой, это скорее увлечение творчеством, наверное, фанатическое, хроническое увлечение и неважно чем я занимаюсь в данный момент — репетирую с оркестром, пишу аранжировки для оркестров или занимаюсь на своем инструменте, для меня все это не обязанность, а потребность, увлечение и удовольствие. Поэтому я за весь, более чем пятидесятилетний трудовой стаж, никогда не ходил на работу по принуждению.

— Где Вы черпаете вдохновение?

 — Всю музыку еще никому не удалось сыграть, можно только к этому стремиться. Музыка не статична, она все время в развитии, рождает новые стили, исполнительские приемы, совершенствуются и музыкальные инструменты. Важно не отстать от этого «вечного движения», а движение вперед вдохновляет на новые поиски и решение творческих задач. Вдохновляют, конечно, и успехи студентов и оценки профессионалов, таких как художественный руководитель и дирижер знаменитого оркестра ВВС США в Европе имени Глена Миллера Мэтью Генри, который после нашего совместного выступления в 2011 году подвел итог следующей фразой: «Если бы у меня были такие успехи в педагогике, я бы не ушел в профессиональную музыку».

— Подскажите, как именно Вам удается зажечь искру интереса в глазах у студентов? Есть ли какие-то профессиональные «хитрости»?

— Занятие коллективным музицированием само по себе увлекательно, а если есть результат, то увлечение переходит в страсть. Важно, чтобы к результату был прямой путь, а не поиск вслепую, методом проб и ошибок. В этом случае увлечение музыкой постепенно угаснет, а другие увлечения постепенно займут его место. Подбор репертуара играет важное значения для мотивации обучающихся, исполняемая музыка должна быть посильна, интересна для исполнителей и, кроме того, должна стимулировать совершенствование исполнительских навыков.

— Как Вы считаете, нужно ли наставничество в современном мире? Что оно дает студентам? А преподавателям?

— Занятия музыкой со школьниками или студентами СПО отличаются от занятий со студентами вузов. В музыкальной школе и в музыкальном колледже обучающиеся делают первые шаги в постижении музыкального исполнительского искусства и на этом этапе им важнее безоговорочный авторитет, управляющий каждым их шагом. В вузе студент уже имеет среднее профессиональное образование и квалификацию музыканта-исполнителя, то есть такой студент может вполне оказаться в одном профессиональном коллективе со своим преподавателем. В этом случае преподаватель становится преподавателем-наставником, старшим, более опытным, коллегой. Индивидуальный подход в обучении исполнительскому искусству на всех этапах — это путь к успеху.

— Преподавательская деятельность, руководство джаз-оркестром РГППУ «Fiesta Jazz Band». Как Вам удается все успевать?

— В течение многолетней работы в качестве оркестрового музыканта, я постоянно анализировал успехи и неудачи руководителей оркестров, с которыми мне доводилось выступать на одной сцене. Постепенно приходило понимание, какое действие продуктивно и ведет к успеху, а какое приведет к неудаче. Первый опыт руководства профессиональным оркестром подтвердил правильность моих выводов. Руководство оркестром в большинстве случаев — это не только занятия и концертные выступления с оркестром, это еще и подготовительная работа: подбор репертуара, распределение его среди солистов оркестра, составление концертных программ, написание аранжировок. Аранжировки — это отдельный вид деятельности руководителя оркестра. Если для стандартного симфонического или духового оркестра есть огромные нотные библиотеки, где можно найти репертуар на все случаи жизни, то для оркестра типа оркестра РГППУ «Fiesta Jazz Band», таких библиотек нет. Наш оркестр формируется из числа студентов, которые к нам поступают каждый год, но как правило не удается набрать какой-то стандартный или просто одинаковый состав, поэтому каждый учебный год у нас разный по количеству и качеству состав оркестра, а это значит, что аранжировки каждый год нужно переписывать на актуальный на данный момент состав. Написание одной оркестровой аранжировки, в зависимости от ее сложности, даже с использованием современных цифровых технологий, занимает от 40 до 80 часов, а звучание ее обычно около трех-четырех минут. Вот и оцените масштаб только одного вида деятельности руководителя подобного оркестра.

— Путь педагога подчас тернист и сложен. Какие бы советы дали начинающим педагогам, тем, кто только начал свою карьеру?

— Педагог, преподающий музыкальные исполнительские дисциплины, не имеющий опыта на профессиональной сцене, не сможет эффективно развивать своих обучающихся, так как сам получил ограниченные знания и навыки в период обучения в студенческом исполнительском коллективе. Занятия в студенческом оркестре (хоре) весьма ограничены по времени и зависимы от среднего уровня подготовки участников коллектива. За время учебы, в силу ограниченности практических исполнительских дисциплин, невозможно в совершенстве овладеть всем многообразием стилей эстрадно-джазовой музыки, возможно только поверхностное знакомство с некоторыми из них. Главная работа в этом направлении проводится в профессиональных оркестрах (хорах) 5-6 дней в неделю по 4-5 часов в день, плюс самостоятельная работа, плюс наставничество более опытных членов коллектива (концертмейстеров групп). Формирование профессиональных исполнительских коллективов, в большинстве своем проходит на конкурсной основе, то есть «красный диплом», опыт работы в студенческом профкоме, достижения в других учебных дисциплинах и тому подобное, могут быть рассмотрены только после нескольких этапов исполнительских испытаний. Поэтому многие выпускники СПО и вузов не могут пройти такой отбор и идут сразу в музыкальную педагогику в музыкальные школы, колледжи и вузы, где, как правило, достаточно просто профильного диплома. Не обладая достаточными навыками в области исполнительского искусства, аранжировки и опыта руководства творческим коллективом, такие педагоги часто идут методом проб и ошибок и в результате приходят в тупик. Кроме хорошего образования, для становления профессионала необходим и настоящий опыт в хорошем профессиональном коллективе. В отношении музыкальной педагогики справедливо выражение «теория без практики мертва, практика без теории слепа».

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»