«На исследования меня вдохновляют семья и мои студенты»
— Леонид Владимирович, давайте начнем нашу беседу с обращения к истокам Вашей профессиональной карьеры. С чего начался Ваш профессиональный путь. Почему Вы выбрали именно эту сферу? Было ли трудно, особенно на первых порах?
— Школу я заканчивал в период распада Советского Союза – время непростое, но весьма интересное. Тогда на книжных полках появились книги дореволюционных авторов, переводы зарубежных научных трудов, журнальная публицистика. Интерес к истории страны был огромен, и кроме того, в процессе посещения подготовительных курсов в Уральском государственном университете, я напитался царящей там удивительной атмосферой и твердо выбрал поступление именно на преподавателя истории и социально-политических дисциплин. В 1997 году с отличием окончил университет, поступил в аспирантуру, затем защитил диссертацию. На защите присутствовал Виталий Павлович Леднев, завкафедрой истории УГППУ (сейчас РГППУ). Он меня и пригласил работать в наш университет. Кафедра у нас была небольшая, камерная, и при этом с потрясающими сотрудниками. Признаюсь, поначалу все казалось непривычным, ведь наш вуз особенный, профессионально-педагогический. Нужно было приспособиться к тому, что наша кафедра преподает для студентов самых разных специальностей. Первая дневная группа, которой я преподавал, была группа физкультурников: ребят, ориентированных только на спорт. Там и прошел боевое крещение (смеется). Преподавательская стезя оказалась весьма увлекательной и сейчас очень рад тому, что посвятил всю свою жизнь работе в РГППУ.
— Где Вы черпаете вдохновение для своих исследований?
— Вдохновение заложено в самой природе исследовательской деятельности. Чем больше ты узнаешь о какой-то теме, тем больше находишь новых научных проблем, загадок и тайн, выдвигаешь и проверяешь гипотез. Знакомишься с работами других исследователей, с некоторыми соглашаешься, с некоторыми хочешь вступить в дискуссию. Кроме профессиональной, есть, конечно, мотивация и личная: мои родители, которые всегда были моими самыми преданными читателями, моя сестра, моя жена. Они любят знакомиться с моими свежими исследованиями, ради их признания я и стараюсь. Вдохновляют, разумеется, и студенты: хочется рассказать ребятам не только информацию из учебников, но и то, что ты изучил и открыл сам.
— В своих исследованиях Вы уделяете большое внимание историческим событиям, произошедшим на Урале. Так, вы писали о ликвидации кулачества как класса в Уральской области, проблемах школьного образования детей спецпереселенцев в Ивдельском районе Уральской области. Почему Вам интересны именно эти темы? Какие открытия удалось совершить в ходе исследований?
— В Уральском государственном университете моими научными руководителями были Татьяна Ивановна Славко, профессор, которая имеет мировую известность благодаря своим исследованиям в области применения математических методов в исторических исследованиях. Она занималась в начале 1990-х годов составлением базы данных по истории Урала. Еще одним моим научным руководителем был Михаил Ефимович Главацкий, классик нашей уральской исторической науки, специалист в области истории культурного строительства. Так и я стал проявлять научный интерес к изучению Урала. Есть, конечно, и личная заинтересованность: люблю путешествовать по Уралу, следующим пунктом моих путешествий станет Адуйский заповедник. Там первозданная природа, надеюсь, что может быть там найдется какая-нибудь историческая стоянка? Урал — регион с богатейшей историей. Здесь жили и ханты, и манси, и угры, и башкиры, здесь находятся развалины промышленных сооружений династии Демидовых. Если говорить о самом кропотливом исследовании, то стоит упомянуть монографии, над которыми я работал, а также работу над созданием трехтомного сборника по истории профессионально-технического и профессионально-педагогического образования. Мне и другим авторам довелось работать в архивах Урала и Москвы, изучать документы, многие из которых были в очень ветхом состоянии, писать научные комментарии. Это требует колоссальной внимательности и даже дотошности.
— Согласимся с Вами: изучение истории действительно требует терпеливости, а местами даже дотошности. Как мотивировать студентов быть настоящим исследователем?
— На мой взгляд, самое главное — заинтересовать студентов, найти к каждому из них ключик. Например, если работаю с дизайнерами, то стараюсь увлечь их возможностью написать статьи об истории художественных промыслов Урала, крепостных художников, специализированных учебных заведений. Если же историю изучают юристы, то их исследовательские дебюты предлагаю посвятить правонарушениям в системе образования различных периодов, особенностям правового статуса учащихся.
— Одной из тем Вашего научного исследования стало формирование советской системы профессионально-технического образования. Скажите пожалуйста, сильно ли советская система образования отличается от современной или есть что-то общее, вечное?
— Проблема развития образования сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Говоря о специфике советского периода, необходимо прежде всего помнить, что советское государство изначально возникло как государство диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства. Поэтому владение рабочей профессией долгое время выступало социальным лифтом, особенно для молодежи из числа крестьян. Поэтому, например, школы фабрично-заводского ученичества в 1920-е годы были очень престижными, конкурс при поступлении в них был стабильно высоким. Вследствие реформ 1930—х годов в профтехобразовательных учреждениях эта система образования стала “тупиковой”: после окончания училищ трудовых резервов поступить в вуз было невозможно, так как у людей не было полного среднего образования. В послевоенное время рабочие профессии и вовсе стали утрачивать свой престиж в нашем обществе. В условиях НТР, технологического совершенствования производства, предприятия стали нуждаться в более квалифицированных и адаптивных рабочих кадрах. В условиях же падения престижа рабочих профессий в ПТУ все чаще приходили учиться неблагополучные подростки. Во многом вследствие этих ножниц и созрела необходимость развивать высшее профессионально-педагогическое образование — для подготовки высокопрофессиональных педагогов, обладающих знаниями в области педагогики и психологии для работы с разным контингентом обучающихся. Отмечу, что у нашего университета богатейший опыт — благодаря созданию в 1980 году на его базе всесоюзной научно-исследовательской лаборатории, которая занималась проблематикой профессионально-педагогического образования. РГППУ (в то время СИПИ) стал передовой лабораторией педагогических идей.
— Профессионально-педагогическое образование: в чем его особенность? Как это отражается на содержании методических пособий и учебных программ?
— Уже в 1980-е годы в СИПИ была вполне осмыслена необходимая специфика понимания вузовских дисциплин при подготовке инженера-педагога. Например, производственно-технические умения являлись основными элементами содержания общеинженерного и специального циклов. Коммуникативные и организаторские имплицировались преимущественно в психолого-педагогическом цикле. Формирование элементов общего характера велось средствами каждой из дисциплин любого цикла, например, такими выступали воспитательные функции инженера-педагога. Сложность их рациональной интеграции в процессе подготовки специалиста объективно требовала развития теории и практики инженерно-педагогического образования, их научного осмысления. Результатом стало формирование высшего профессионально-педагогического образования, учебно-методического объединения (УМО по ППО), научные и образовательные достижения которых заслуживают пристального внимания и в наши дни.
— Система наставничества развивается и укрепляется с каждым годом. Расскажите о своих наставниках: тех, кто помогал Вам словом и делом в самом начале Вашей карьеры. Были ли Вы сами кому-то наставником? Что это дает студентам? А лично Вам?
— Когда я только пришел на кафедру, меня встретили очень душевно, помогали делом и советом. Своими наставниками я могу назвать Виталия Павловича Леднева: человека с потрясающим чувством юмора, огромной эрудицией, отличного организатора, который умел поддержать комфортную психологическую атмосферу в коллективе. Наталья Дмитриевна Сапожникова, работавшая на кафедре с основания университета, делилась опытом, житейской мудростью, оптимизмом. Старожил кафедры Максим Николаевич Начапкин, более близкий мне по возрасту, стал надежным другом на долгие годы. Люди, обладающие широчайшим кругозором, интересные собеседники, прекрасные учителя. Наставником впоследствии стал и я: у меня есть множество студентов, с которыми мы вместе реализуем просветительские и научно-исследовательские проекты. Хочется назвать студентку второго курса Лауру Беспалову, которая, среди прочих талантов, выделяется мастерством тагильской росписи подносов и пишет научные статьи об истории этого ремесла. Весьма доволен и результатами сотрудничества с дизайнером Валерией Шинкаревой, которая создала потрясающий проект «Новые Кукрыниксы профессионально-технического образования». Он был презентован и принят на ура студентами. Это история профессионально-технического образования в юмористических картинках. Мне интересно работать со студентами, потому что они полны новых идей и технически подкованы. Это сотрудничество полезно обеим сторонам — и преподавателю, и обучающемуся.
— С высоты своего профессионального опыта: какие советы Вы бы дали молодым специалистам?
— Я бы дал неожиданный совет: философски и с юмором относиться как к успехам, так и к неудачам. Любой успех – лишь ступенька на пути вперед, любая неудача — это опыт, напоминание о том, как непрост этот путь. Тем он и интересен.